Кризис финансовой системы и пути его преодоления в условиях перехода к рынку
В последние годы финансовая система Республики Беларусь переживает серьезный кризис. Во многом он является следствием экономического кризиса. Конкретные признаки проявления кризиса финансовой системы довольно широки. Это прежде всего наличие огромного ежегодного дефицита государственного бюджета. В абсолютных цифрах он приобретает почти астрономические размеры, а по отношению к валовому внутреннему продукту в 1993—1994 гг. составлял 6 %, в 1995 г. —4 %.Проявлением кризиса финансовой системы является и инфляция, ежемесячный уровень которой в апреле 1995 г. по сравнению с декабрем 1990 г. превысил 4,5 млн процентов1. Огромный рост инфляции вызван многими причинами, в том числе и изменениями в порядке установления цен, а также факторами финансового порядка — дефицитом государственного бюджета, увеличением денежной эмиссии и др.
Признаком кризиса финансовой системы является и постоянный рост неплатежей предприятий и государства. Это явление в литературе часто именуется как кризис неплатежей. Обострение кризиса неплатежей находит свое прямое выражение в росте кредиторской и дебиторской задолженности. Особенно велика задолженность предприятий за поставляемые в республику энергоресурсы из России. Частым явлением стала несвоевременная выплата заработной платы работникам бюджетных учреждений.
Одним из серьезных проявлений кризиса финансовой системы Республики Беларусь является неудовлетворительное финансовое состояние многих предприятий республики. Причины — сокращение объемов производства, недостаток оборотных средств, высокие затраты, низкая рентабельность или даже убыточность производства и др.
Проявлениями кризиса финансовой системы является также рост внешней задолженности, снижение валового внутреннего продукта и национального дохода и др.
Основными путями преодоления кризиса финансовой системы являются: сокращение дефицита государственного бюджета путем сокращения некоторых статей расходов и роста доходов, сокращение расходов за счет снижения затрат на нужды обороны страны, на содержание административно-управленческого аппарата; за счет дальнейшего снижения дотаций, выплачиваемых из республиканского бюджета, на отдельные мероприятия местным бюджетам для их сбалансирования, перевода на коммерческую основу некоторых бюджетных учреждений (например, поликлиник, спортивных сооружений, учебных заведений и др.); консервация в ряде случаев строительных объектов, финансируемых за счет средств государственного бюджета, упорядочение социальных льгот, предоставляемых многочисленным категориям граждан, и др.
Увеличение доходов бюджета может быть осуществлено на основе роста производства продукции. Для этого необходимо сначала добиться снижения спада производства, а затем постепенного увеличения темпов роста производимой продукции и услуг всеми отраслями национальной экономики.
Важнейший резерв роста доходов — ускорение темпов приватизации государственного имущества. К сожалению, в связи с низкими темпами приватизации в республике доходы от ее проведения в государственном бюджете составляют небольшой удельный вес.
В тесной связи с приватизацией находится и дальнейшее развитие предпринимательства. Рост малого предпринимательства в сфере материального производства, как показывает опыт экономически развитых стран, способствует увеличению производства продукции, прибыли, а отсюда и доходов, поступающих в государственный бюджет.
Важным направлением преодоления кризиса финансовой системы является укрепление финансовой дисциплины в народном хозяйстве, и в частности дальнейшее упорядочение расчетов между субъектами хозяйствования, уменьшение массы неплатежей. Этому обстоятельству в ближайшие годы должен способствовать новый закон о банкротстве предприятий и его реализация на практике.
В условиях огромного дефицита финансовых ресурсов одним из направлений стабилизации финансовой системы является дальнейшая активизация и стимулирование привлечения иностранных инвестиций в экономику республики. Рост инвестиций в экономику любой страны обычно способствует увеличению производственных мощностей предприятий, а отсюда росту производства продукции, выручки от реализации, денежных накоплений и укреплению доходной базы государственного бюджета.
Преодолению кризиса финансовой системы могут содействовать и такие меры, как совершенствование налогового законодательства в направлении уменьшения налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, сокращение количества налогов и иных платежей в бюджет всех уровней, сокращение внебюджетных фондов, использование положительного опыта в налогообложении Российской Федерации и других государств.
Устранению кризиса финансовой системы будет способствовать дальнейшая интеграция Республики Беларусь со странами СНГ, и в частности такие меры, как унификация или максимальная близость налогового, таможенного, внешнеторгового, валютно-финансового, ценового и другого законодательства; выработка общих правил организации валютных рынков; согласованная внешнеэкономическая политика в отношении третьих стран и др.
Читайте также: