Бюджетное устройство

Все принципы построения бюджетной системы взаимоувязаны и дополняют друг друга, они нашли свое правовое отражение в Конституции нашей суверенной республики и специальных законах: «О бюджетной системе Республике Беларусь», «О местном самоуправлении» и некоторых других законодательных актах.

Решающая часть консолидированного бюджета Республики Беларусь (более половины всех централизованных ресурсов) сосредоточена в республиканском бюджете. Именно он обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение, и тем самым выступает как главный гарант целостности республики, экономического развития суверенного независимого государства. Так, за счет республиканского бюджета осуществляется финансирование крупных общегосударственных целевых программ (инвестиционных, природоохранных, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, социальных, развития науки и др.). Его ресурсы направляются на покрытие затрат, связанных с внешнеэкономической деятельностью государства, закладкой и обновлением государственных резервов, погашением и обслуживанием общегосударственного долга. Огромную роль играет республиканский бюджет в обеспечении внутренней и внешней безопасности страны, управлении общими экономическими и социальными процессами в республике. Это достигается посредством покрытия расходов на содержание армии, пограничных войск, таможенной службы, республиканских правоохранительных органов государственной власти и управления, а также на образование ряда резервных фондов (Президента, Совета Министров Республики Беларусь и др.)

Не менее важной является роль республиканского бюджета и в общегосударственном регулировании финансовых ресурсов республики и сбалансировании бюджетов нижестоящего уровня. Так, через республиканский бюджет производится перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития. Одновременно средства данного бюджета могут выделяться областям и городу Минску в виде субвенций и дотаций при недостаточности их ресурсов для финансирования намечаемых расходов.

Доходы республиканского бюджета Беларуси формируются за счет крупных налогов и некоторых доходов общегосударственного значения. К ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизы (за минусом отчислений в местные бюджеты), налог на прибыль предприятий республиканского подчинения, таможенные пошлины и сборы, чрезвычайный налог для финансирования расходов по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС. Кроме того, в республиканский бюджет поступают средства, получаемые от других государств в соответствии с заключенными соглашениями, и некоторые другие неналоговые платежи. Однако на практике не хватает доходов для покрытия намечаемых в бюджете расходов, вследствие чего возникает дефицит бюджета, размер которого в относительной величине к ВВП строго фиксируется в Законе о республиканском бюджете Беларуси на каждый год. Планируются и утверждаются законодательными органами власти и основные источники покрытия дефицита бюджета. В мировой практике к ним прежде всего относятся займы, распространяемые на добровольной ос-нове среди населения и корпораций. Однако в условиях инфляции, кризисных явлений в экономике они не находят должного размещения в республике и поэтому Беларусь вынуждена использовать менее эффективные меры. Например, привлекаются кредиты Национального банка, внешние займы, которые, естественно, увеличивают государственный долг и расходы на его обслуживание.

Таким образом, республиканский бюджет, который обеспечивает необходимыми денежными средствами финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение, играет первостепенную роль в регулировании экономическими процессами страны. Вместе с тем высокая значимость республиканского бюджета не умаляет роли местных бюджетов, которые являются финансовой базой местных Советов депутатов. Именно они обеспечивают необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций местных органов власти, существенно воздействуют на удовлетворение бытовых, социальных потребностей населения, материальный и культурный уровень ЖИЗНИ граждан соответствующего региона.

Мировая и отечественная история подтверждает важность местных (муниципальных) бюджетов для развития местного хозяйства, благоустройства и санитарного состояния административно-территориальных единиц, а также содержания учреждений социальной сферы. Так было давно и эти тенденции усилились в 80—90-х годах двадцатого века. В странах с развитой рыночной экономикой бюджеты местных органов власти перераспределяют от 30 до 60 % всех финансовых ресурсов государства (Англия, США, Япония, Германия и др.) и играют важную роль в создании и расширении рыночной инфраструктуры, благоустройстве городов и других населенных пунктов, в социальном обеспечении граждан.

Беларусь, лишенная до 1017 г. даже формальной государственной самостоятельности, не имела своего собственного бюджета, только участвовала в формировании доходов и расходов государственного бюджета России. Но даже в этот период существовали собственные местные бюджеты: земские, городские и мирские. Земские бюджеты составлялись в Витебской, МИНСКОЙ И Могилевской губерниях и, несмотря на скудность финансовых ресурсов, направляли свои средства на строительство и содержание дорог, местного транспорта, органов управления данного уровня, а также учреждений здравоохранения, учебных заведений (школ, гимназий). Небольшими по своему объему были городские бюджеты, которые финансировали затраты на благоустройство городов, содержание их в чистоте, заработную плату чиновников соответствующего уровня, содержание некоторых общественных зданий и сооружений. Низшим звеном были мирские бюджеты (волостные и сельские), в которых аккумулировались в решающей части сборы с крестьян и использовались на выплату жалований волостным и сельским должностным лицам, на санитарию населенных пунктов, содержание общественных сооружений и т. п.

Объем местных бюджетов, формируемых на территории Беларуси, их доля в общих доходах и расходах были незначительными и в 1910—1917 гг. не превышали 19 % всех бюджетных ресурсов. В первые годы советской власти объемы местных бюджетов росли медленно, их удельный вес в государственном бюджете республики оставался низким. Некоторое оживление в экономике в период нэпа расширило доходную базу местных бюджетов и их значимость в финансировании местного хозяйства, социальной сферы. Однако в результате налоговой реформы (1930 г.) произошла дальнейшая централизация доходов в союзном и республиканском бюджете, соответственно доля местных доходов в бюджете БССР снизилась с 36,8 % в 1926 г. до 19 % в 1930 г.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я