Формы государственного кредита

Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит. В истории нашего государства широко использовались товарная и денежная формы государственного кредита.

Товарная форма (хлебный и сахарный займы) применялась в переходный период от капитализма к социализму. Денежная форма кредита получила развитие после достижения стабилизации покупательной силы советского рубля на основе золотого обеспечения (1924 г.) и ликвидации бюджетного дефицита.

Одним из главных финансовых мероприятий, проведенных после Великой Октябрьской Социалистической революции, было аннулирование государственных долгов по займам, заключенным царским и временным правительством. Следует признать, что, несмотря на экономические выгоды, этот шаг ослабил доверие зарубежных государств к советскому правительству и является неприемлемым для практики экономического сотрудничества (в настоящее время центральное правительство России признало часть внешней дореволюционной задолженности).

В соответствии с Законом «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» внутренний государственный кредит может выступать в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита и других краткосрочных и долгосрочных обязательств. Право привлекать заемные средства у юридических и физических лиц от лица Совета Министров принадлежит Минфину Республики.

Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства, имеющиеся у населения и юридических лиц, привлекаются для финансирования общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций и других государственных бумаг.

Облигация — наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она удостоверяет внесение ее владельцем денежных средств в распоряжение государства и подтверждает обязательство эмитента возместить номинальную стоимость в предусмотренный срок с уплатой процентов. Допускается выплата процентов в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока — возврат суммы долга.

В нашей стране с 1994 г. осуществляется выпуск государственных краткосрочных облигаций (ГКО). ГКО в Беларуси — это ценные бумаги, выпускаемые в форме записи на счетах и реализуемые с дисконтом. Это означает, что продажа ГКО производится по ценам ниже номинальной цены (нарицательной стоимости). Доход покупателей зависит от разницы между ценой, уплаченной за облигации, и их стоимостью на момент погашения. ГКО выпускаются с различным сроком обращения, их первичное размещение осуществляется путем продажи на закрытых аукционах. Круг первичных инвесторов относительно узкий, в основном это коммерческие банки и финансовые компании. Инвесторы имеют право продавать облигации на вторичном рынке ценных бумаг через фондовые биржи, которые обязаны вести учет инвесторов.

ГКО выпускаются от имени Совета Министров Республики Беларусь — генерального поверенного правительства и являются именными ценными бумагами. Они размещаются на добровольной основе среди юридических лиц. Население к покупке облигаций в 1994—1996 гг. не привлекалось.

Несмотря на динамичное развитие рынка ГКО, они занимают незначительное место в покрытии дефицита бюджета. Основными источниками остаются кредиты Национального банка и внешние займы.

Государственные внутренние займы классифицируются по различным признакам. По праву эмиссии и составу заемщиков они делятся на выпускаемые республиканским правительством и местными органами власти. В отличие от России в Беларуси местные (муниципальные) займы пока не получили развития.

По признаку держателей ценных бумаг займы подразделяются на реализуемые только среди населения (например, государственный внутренний выигрышный заем 1982 г.), среди юридических лиц (ГКО в Беларуси) и универсальные.

В зависимости от формы выплаты доходов займы бывают процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные (целевые). Местные органы власти могут проводить займы общего назначения (аналогичны ГКО) и целевые на финансирование капитальных вложений, развитие городской инфраструктуры, коммуникаций, осуществление работ по охране окружающей среды, жилищно-социальные и другие нужды.

По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (срок погашения до года), среднесрочные (до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет).

По методам размещения займы могут быть добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации. В СССР до 1958 г. широко использовались займы, размещаемые среди населения по подписке с рассрочкой платежа. Формально такие займы являются добровольными, но их реализация происходит под давлением со стороны органов власти, что по сути делает их обязательными.

Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг государства. Безоблигационные оформляются путем записей в долговых книгах, подписанием договоров, соглашений. Они используются, как правило, на межправительственном уровне.

Второй формой государственного кредита является выдача Национальным банком кредитов правительству Республики Беларусь и местным органам власти. Мощным источником централизованных кредитных ресурсов для этой операции служат заемные средства населения и предпринимателей, находящиеся во вкладах в системе сберегательных банков. Нацбанк по установленному Верховным Советом нормативу привлекает эти ресурсы в свое распоряжение на рыночной (платной) основе. Таким образом, в отличие от государственных займов кредит государству предоставляется не за счет собственных временно свободных средств физических и юридических лиц, а за счет заемных средств. Посредником между правительством и Нацбанком выступает Сбербанк.

В практике СССР широкое распространение как форма государственного кредита получила форма прямого заимствования средств общегосударственного ссудного фонда для покрытия дефицита бюджета. Такой способ финансирования затрат считается в мировой практике характерным для государств с тоталитарным режимом управления. Он не ликвидирует инфляционные процессы, напротив, может усиливать их. Поэтому правительство Республики Беларусь старается избежать прямого заимствования средств общегосударственного ссудного фонда. Более того, Верховный Совет республики устанавливает предельный норматив кредитования правительства Национальным банком.


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я