Органы управления финансами и их функции

Министерство финансов определяет порядок финансирования расходов, предусмотренных по бюджетам; обеспечивает исполнение республиканского бюджета, осуществляет систематический контроль за исполнением бюджета, за соблюдением банками правил кассового исполнения бюджета, обобщает и анализирует информацию об исполнении бюджета, осуществляет методологическое руководство и контроль за соблюдением государственной валютной дисциплины и целый ряд других функций, связанных с управлением финансами.

Являясь центральным органом управления, Министерство финансов проводит свою деятельность через финансовые управления областных и городских исполкомов, организует финансовую деятельность подведомственных предприятий, объединений, организаций, учреждений и осуществляет контроль за их работой.

Исходя из многочисленных функций по управлению финансами, Министерство финансов наделено и большими правами. Министерство финансов имеет право требовать и получать от всех центральных органов управления, предприятий, объединений, организаций и учреждений информацию об осуществлении финансовых операций по формированию и использованию государственных финансовых средств; материалы для бюджетного планирования, бухгалтерские отчеты, балансы и прочие материалы, необходимые для осуществления контроля за выполнением субъектами хозяйствования финансовых обязательств перед государством и за соблюдением государственной финансовой дисциплины.

Кроме того, Министерство финансов имеет право требовать и получать от областных, городских исполкомов материалы, необходимые для формирования расчетных показателей по проектам бюджетов, своды местных бюджетов, а также отчеты об их исполнении:

- ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств в случае несоблюдения их получателями требований нормативных актов; запросить данные о доходах и расходах внебюджетных фондов;

- давать обязательные для выполнения учреждениями всех банков республики указания о замораживании банковских счетов распорядителей кредитов по республиканскому бюджету и внебюджетным фондам при нарушении законодательных норм и нормативных актов;

- производить в центральных органах управления, исполнительных комитетах любого уровня, на предприятиях, в учреждениях и организациях, относящихся к государственной форме собственности, ревизии и проверки по вопросам соблюдения действующего законодательства при осуществлении их финансово-хозяйственной деятельности (ревизии и проверки на объектах не государственной формы собственности Министерство финансов может производить по решениям органов предварительного следствия или на основании определения судов);

- давать обязательные для выполнения проверяемыми объектами предписания об устранении нарушений законодательства;
принимать экономические санкции; приостанавливать действия выданных лицензий;

- ставить вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц при нарушениях законодательства, госу-дарственной и валютной дисциплины с передачей материалов в Контрольную палату или правоохранительным органам и др.

По сравнению с прежней структурой аппарата Министерства финансов Республики Беларусь нынешняя отличается значительными изменениями, направленными на повышение действенности управления финансами. Эти изменения в организационной структуре аппарата Министерства финансов вызваны новыми задачами и функциями, вытекающими из статуса министерства как одного из центральных экономических ведомств суверенного государства.

Исходя из решения новых задач, вытекающих из перестройки системы управления экономикой, правительство Республики Беларусь утвердило новую структуру Министерства финансов. В составе министерства имеются: бюджетное управление; управление финансов промышленности и торговли; управление финансирования и совершенствования органов управления; управление налоговой политики; управление финансирования непроизводственной сферы и социальной защиты населения; управление финансов сельского хозяйства и продовольствия; Главное контрольно-ревизионное управление; управление рынка ценных бумаг; управление международных финансовых организаций и др. Кроме этого, при Министерстве финансов создан такой орган управления, как Государственный страховой надзор, основной задачей которого является обеспечение выполнения всеми участниками страховых отношений требований законодательства о страховании в целях эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков и государства.

Государственная налоговая инспекция, заменившая прежнее управление государственных доходов Мини-стерства финансов, выделена из состава Министерства финансов и входит в структуру Совета Министров. Важнейшими функциями Государственной налоговой инспекции являются: контроль за соблюдением налогового законодательства, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех государственных налогов и других платежей; подготовка предложений по совершенствованию налогового законодательства.

Государственная налоговая инспекция имеет вертикальную структуру. Ее возглавляет Главная государственная налоговая инспекция, которой подчинены налоговые инспекции областей, районов, городов. Они функционируют самостоятельно, так как не входят в состав местных финансовых органов.

К органам отраслевого управления финансами относятся: финансовые управления, финансовые отделы ми-нистерств, ведомств, предприятий, организаций, учреждений.


Читайте также:

Страницы: 1 2
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я