Оценка финансовой состоятельности и кредитоспособности заёмщика

Мировая банковская практика выработала много разнообразных групп финансовых коэффициентов, которые в принципе могут использоваться для анализа финансового состояния заемщика. Наиболее известной можно считать следующую их классификацию (все ее элементы подробно описаны в финансовой и банковской литературе).

Коэффициенты ликвидности — коэффициент текущей ликвидности (так называемый коэффициент покрытия); коэффициент оперативной ликвидности.

Коэффициенты эффективности (оборачиваемости) — коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности; коэффициент оборачиваемости запасов товарно-материальных ценностей; коэффициент оборачиваемости основных средств; коэффициент оборачиваемости активов.

Коэффициенты финансового левериджа (зависимости от привлеченных источников) — рассчитываются в отношении активов, капитала и т.д.

Коэффициенты прибыльности — коэффициенты доходности; коэффициенты рентабельности; коэффициенты прибыльности акций.

Коэффициенты обслуживания долгов — рассчитываются в виде отношения общей прибыли заемщика к тем или иным предстоящим ему платежам.

Использование перечисленных и подобных им показателей дополняется оценкой финансового состояния заемщика на основе:

• анализа денежных потоков — определения разницы между денежными поступлениями и расходами клиента за определенный период;

• анализа делового риска — определения возможности того, что кругооборот фондов клиента может не завершиться достаточно эффективно.

Получается весьма громоздкая схема. С учетом этого специалисты продолжают поиск более «компактного» минимально достаточного набора показателей.

Проблема вторая — какие значения коэффициентов считать «нормативными» или «критическими». На Западе значения коэффициентов, характеризующих фирму, рекомендуется сравнивать с ее более ранними показателями и со средними показателями по отрасли, к которой данное предприятие относится. В наших условиях реализовать такую рекомендацию трудно, если не невозможно. Сравнение со своими прежними показателями зачастую невозможно из-за постоянного изменения «правил игры» (налоговое законодательство, другие нормативные акты). Еще сложнее сравнивать показатели анализируемого предприятия с «нормативными», поскольку таковых просто нет. В российском финансовом анализе возможность использования, среднеотраслевых показателей в качестве нормативов декларируется, но ни один государственный орган не проводит подобных расчетов. Нормативные документы Банка России также не определяют порядок проведения финансового анализа.

Подходы к оценке готовности клиента вернуть кредит.

Как уже отмечалось выше, банк должен по возможности убедиться и в том, что заемщик захочет вернуть кредит и уплатить проценты за него. В определенном смысле это даже более трудная задача, чем оценка финансовой состоятельности заемщика, поскольку касается таких его характеристик, как личные качества, моральный облик, репутация и т.д. Представляется, что банки могут и должны судить о таких качествах своих клиентов только опосредованно, по косвенным свидетельствам.

Для этого в первую очередь нужна информация, источниками которой в данном случае могут быть: переговоры с потенциальным заемщиком; внешние источники; внутренние источники (архив самого банка); инспекции на месте.

Для зарубежных банков первым источником внешней информации являются кредитные ассоциаций, банковские группы, члены которых часто встречаются и обмениваются информацией о клиентах. Вторым источником внешней информации являются специализированные государственные учреждения, частные агентства достаточно широкого профиля и кредитные бюро, которые собирают и продают кредитную информацию. Банки также могут пользоваться сведениями аудиторов, поставщиков, покупателей, конкурентов интересующих их фирм, банков, которые сотрудничали с ними, а также средств массовой информации. Наконец, имеется большое количество справочников и аналитических отчетов, которые тоже могут быть использованы в кредитной работе.

Важнейшей частью информации, получаемой через названные каналы, можно полагать сведения, которые отражают действительную кредитную историю заемщика. Многие страны достигли в этом плане значительных успехов, неплохо отладив у себя работу кредитных бюро.

В России в настоящее время сбором информации о финансовом состоянии клиентов занимаются как специализированные подразделения ряда кредитных организаций (в собственных интересах), так и некоторые коммерческие фирмы, предоставляющие неофициальную информацию на платной основе. Созданы разрозненные базы данных, функционирующие без взаимного обмена информацией. Фактически российские банки могут пополнять информацию о клиентах только силами собственных информационно-аналитических служб и служб безопасности (если таковые имеются). Действующие в стране офисы крупнейших иностранных рейтинговых и консультационных агентств обладают информацией преимущественно о зарубежных компаниях и могут быть полезны банкам только в случае, если последние работают на внешнем рынке.

Ненормальность такой ситуации давно очевидна. Вопрос о формировании общенациональной базы данных по кредитным операциям можно считать явно перезревшим. Банковские структуры России уже много лет пытаются организовать взаимодействие в данном направлении, в том числе в рамках и при участии АРБ. Однако по ряду причин (недостаточная проработанность юридической и методической сторон проблемы, разногласия между кредитными организациями в вопросах предоставления информации о своих клиентах и др.) попытки создания соответствующих масштабных структур реальными успехами пока не увенчались. До послед-него времени не было и соответствующей законодательной базы. Поэтому отдельные группы банков пытались объединить усилия, направленные на изучение финансового состояния заемщиков.

Только в самом конце 2004 г. принят Закон «О кредитных историях» № 218-ФЗ (вводится в действие со второй половины 2005 г.), в соответствии с которым в стране будут учреждаться коммерческие кредитные бюро, а банки обязаны будут снабжать данные бюро некоторой информацией о своих заемщиках — физических лицах (с разрешения последних). Это законодательное решение представляется паллиативным.

Кредитные истории, содержащие объективные сведения о деловых контактах юридических и физических лиц с банками, полезны тем, что они позволяют сотрудникам банков не интуитивно, а на основе фактов судить о личных качествах и предпринимательской репутации каждого претендента на кредит.

Говоря о репутации заемщика, обычно имеют в виду его психический тип, компетентность, правдивость, порядочность и искренность намерений эффективно использовать кредит и возвратить его в срок с процентами. Моральные достоинства заемщика как предпринимателя связываются с его способностью воспроизвести полученные средства в масштабе, обеспечивающем погашение долга, поскольку моральные качества заемщика так или иначе проявляются в его поведении, в способах и результатах предпринимательства. Тем самым о.сновной способ оценки репутации клиента сводится к попытке узнать о его профессиональных успехах и кор-ректности выполнения ранее взятых кредитных обязательств.

В целом анализ репутации заемщика включает в себя: оценку основных нефинансовых показателей деятельности заемщика и параметров кредитной заявки; изучение профиля деятельности заемщика; изучение состава учредителей (участников) и целей деятельности компании-заемщика; оценку уровня управления в компании (личные качества руководителей, квалификация, опыт менеджеров, их способности и желание трудиться на «благо компании», рациональность организационной структуры, грамотность ведения документации, «производственный климат» и т.д.).


Читайте также:

Страницы: 1 2 3
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я