"Художники", "ремесленники" и "технократы"

А теперь о "ремесленнике"

Розабет Мосс Кантер утверждает, и в этом, несомненно, есть доля правды, что прежде, чем сотрудники поверят в искренность лидеров, в то, что жертвы, к которым их призывают, действительно пойдут на пользу коллективу в будущем, а не на пополнение чьих-то карманов сегодня, пройдет относительно длительный период времени. Воплощением такого типа руководителей и являются "ремесленники". Люди им доверяют. Ремесленник воспринимает организацию как живущий своей жизнью, имеющий прошлое и будущее устойчивый институт и ощущает себя "хранителем" его истории. Они преданы организации, хорошо знакомы с ее историей, в период перемен озабочены сохранением ее "лица". "Ремесленник" обеспечивает целостность и "склеивает" компанию, способствует сохранению верности и преемственности.

В основе своей ремесленная деятельность консервативна и уходит корнями в традиции. Как писал великий британский сатирик Самюэл Джонсон, "одними разговорами вы никогда не научите человека тачать сапоги". Чтобы иметь собственное мнение, человеку необходимы опыт и практика. А если вы не имеете опыта работы в данной фирме, отрасли, организации, что же тогда? Вот как охарактеризовал некоего блистательного, славного молодого профессионала один из директоров компании: "Он чувствует себя уязвленным, завидев человека в голубых замшевых ботинках". Он хотел сказать, что этот симпатичный молодой человек готов был молиться на любого, кто предложит старые идеи в новой упаковке, готов немедленно их приобрести, так как не имеет собственного опыта. Ему неведомо, что "красивая" идея обсуждалась лет 20 назад и была отвергнута. Ремесло требует также подчинения авторитету. Процесс обучения долог, полон разочарований, а иногда труднодоступен. Или как говорит К. Поланьи:

Учиться на примере означает подчиняться авторитету. Вы следуете за учителем, даже если не понимаете чего-то в деталях, потому что вы ему доверяете. Общество, которое хочет сохранить индивидуальное знание, должно подчиниться традиции.

Представьте себе разочарование блистательного молодого директора, когда его босс"ремесленник" не сможет ответить на вопрос "почему?". Ремесло не артикулировано. Ответ на вопрос молодого менеджера сокрыт в секретах профессии, это скрытое, неявное знание. И тогда он думает, что босс просто дурак. А если он сам оказывается боссом, то считает подчиненного старомодным идиотом и выгоняет его с работы.

Но при чем здесь "ремесленник"? "Мастера" терпеливы как по отношению к себе, так и по отношению к другим. Ведь они помнят о том времени, когда сами овладевали мастерством; не меньшее время необходимо и другим людям. "Ремесленники" обладают таким пользующимся спросом "товаром", как собственное мнение, которое есть продукт длительного опыта. Молодым людям редко удается иметь свое мнение. Коллеги характеризуют "ремесленника" как мудрого, дружелюбного, гуманного, честного, прямого, ответственного, надежного, рассудительного, восприимчивого и реалистичного человека. Вот что говорит "мастер" о "технократах":


Даже если бы у них было собственное видение перспектив компании, им не удалось бы воплотить его в жизнь. Ведь у них отсутствует преемственность управления. В комитете по разработке плана осталось лишь четверо из тех 14 специалистов, кто планировал будущее компании в прошлом году. Каждые два года нам представляют нового главного исполнительного директора. Нет права на ошибку, а потому теряется преемственность управления. Они заботятся только о прибыли, но никогда не достигнут своей цели, потому что прибыль заключена в понимании перспективы и в сотрудниках, а они не хотят вкладывать средства в людей. Гарантии прибыли забота о людях. Нельзя охотиться только за прибылью. Норма возврата инвестиций (ROI) равна 12,5%это смешно; мы же просто развалимся (лет через пять). Они не хотят этого понять. Вы собираетесь устранить проблему, о которой вам ничего не известно? Вот я, например. Когда я смотрюсь в зеркало, то вижу перед собой молодого защитника из футбольной команды колледжа, а не лысеющего мужчину средних лет с брюшком. Вы должны смотреть реальности в лицо для того, чтобы что-то изменить в ней.

"Ремесленники" уверены, что "технократы" не обладают видением перспективы, а даже если бы и обладали, то все равно ничего хорошего не смогли бы сделать, потому что они отказываются "вкладывать средства в людей". "Ремесленник" думает не только о товарах, но и о перспективах компании: "Норма возврата инвестиций (ROI) равна 12,5%это смешно; мы же просто развалимся (лет через пять)". Его кредо "Забота о людях гарантия прибыли"

Командная работа и управленческие стереотипы

Когда серьезный человек смотрит на что-то смешное, что он видит? Красное. Он видит всадника. Он видит безответственность. Он видит ребячество. Когда аналитик сталкивается с проявлениями интуиции, он видит мечтания, витание в облаках. Когда мудрость встречает сугубо рациональное восприятие, она видит голову без сердца, блеск без основывающегося на опыте мнения. И так далее. Короче, эти три типа людей не способны к взаимодействиям, так как живут в разных мирах, их системы ценностей и цели сугубо различны. Они ставят разные вопросы и дают различные ответы по всем аспектам корпоративной деятельности. Они уверены, что причина конфликта в идеях, в то время как в действительности она заключается в характерах.

Не так давно, к примеру, в одной из крупных международных корпораций возникли проблемы с курсом акций. Не важно, в чем было дело, но ценные бумаги компании обесценились на 50% по сравнению с их первоначальной стоимостью. Почему? Послушайте разговор глухих: разговор между старшими менеджерами и исполнительным директором корпорации. Они говорят об одном и том же, но об этом не сразу догадаешься.

"Художник": "Конечно, цена акций мала! (Он всегда говорит очень эмоционально.) Но мы ничего не делаем, чтобы заинтересовать людей! Нужно что-то яркое, необходимо чудо! Мы ничего не приобрели, не начали никакой программы, месяцами не придумываем ничего нового! Никто не поверит, что впереди нас ждет блистательное будущее! Курс акций пойдет вверх только тогда, когда люди поверят в нас!"


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я