Роль государственного бюджета в формировании и использовании финансовых ресурсов государства

Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы и представляет собой систему денежных отношений, возникающих в процессе перераспределения части ВВП (главным образом чистого дохода) и отражаемых в централизованном фонде финансовых ресурсов.

Характер перераспределительных финансовых отношений в этом звене финансовой системы обусловлен прошедшим первичным распределением общественного продукта и его реализацией через цену как форму выражения финансовых отношений со всеми элементами ВВП (фонд возмещения израсходованных средств производства, стоимость рабочей силы и чистый доход). В результате реализации продукта начинается расщепление чистого дохода как самостоятельной и обособленной части валового внутреннего продукта.

Началом перераспределения чистого дохода становится момент отчислений его по строго регламентированным государством положениям, в форме налогов и других платежей в доходы государственного бюджета.

Финансовые отношения по поводу перераспределения и формирования доходов госбюджета касаются в основном чистого дохода. Другие элементы общественного продукта, как правило, не являются и не обусловлены отношениями перераспределения и формирования доходов государственного бюджета.

В количественном отношении доходы государственного бюджета представляют собой долю государства в созданном национальном доходе. Их абсолютная величина и удельный вес определяются общим объемом национального дохода, экономическими, социальными, оборонными и другими задачами, которые стоят перед государством.

В течение многих лет формы и методы изъятия средств в бюджет подвергались различным изменениям. Одни платежи полностью отмирали и заменялись новыми, другие частично корректировались. Так, вместо налога с оборота и налога с продаж был установлен налог на добавленную стоимость и акцизный сбор; вместо отчислений из прибыли — налог на доходы и налог на прибыль.

Платежи в бюджет предприятий, организаций и населения могут обеспечиваться налоговым и не налоговым методами.

До 1991 г. преобладающее место в доходах бюджета занимали не налоговые платежи государственных предприятий и организаций в форме платы за фонды, фиксированных платежей, платы за трудовые ресурсы, отчислений от прибыли, подоходного налога с колхозов и потребкооперации, лесного дохода и др.

Налоги и сборы с населения, уплачиваемые в бюджет в форме подоходного налога с населения, налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, сельскохозяйственного налога, местных налогов и сборов, составляли незначительную долю в доходах бюджета (примерно 9 % от их доходной части).

С 1992 г. в Республике Беларусь введен принципиально новый порядок формирования доходов государственного бюджета. Он имеет преимущественно налоговый характер. Налоги — это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в государственный бюджет и носящие фискальный характер, т. е. обеспечивающие доход государству.

В Республике Беларусь устанавливаются следующие виды общегосударственных налогов и сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и доходы, налог за пользование природными ресурсами (экологический налог), Чрезвычайный налог для ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, налог на недвижимость, земельный налог (плата за землю), государственная пошлина и сборы, сбор за содержание государственнной пожарной службы, сбор за проезд автотранспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь, подоходный налог с населения и др.

Из названных налогов основное место занимают налог на добавленную стоимость. Чрезвычайный налог, акцизы и налог на прибыль, составляющие более 80 % от доходной части бюджета.

Основным источником формирования финансовых ресурсов государства являются денежные доходы сферы материального производства и та их часть, которая выступает в форме чистого дохода предприятий. Способы аккумуляции этих доходов различные и зависят от задач, стоящих перед государством. В Республике Беларусь изъятие в бюджет части доходов предприятий и организаций принципиально отличается от ранее действовавшей системы платежей в бюджет, когда преобладал в основном ресурсный механизм изъятия части в бюджет — плата за фонды, трудовые ресурсы, землю и др. Сегодня доминирует налоговый механизм изъятия части доходов в бюджет. Давая сравнительную оценку механизма изъятия части доходов в бюджет, можно отметить, что с теоретических позиций механизм платности за ресурсы методологически безупречен. Он решает две проблемы: с одной стороны, выступает как финансовый рычаг более эффективного использования имеющихся ресурсов (капитала, труда и земли), с другой стороны, является источником доходов бюджета. К сожалению, этот механизм изъятия доходов в бюджет на практике не оправдал себя. Одна из причин — отсутствие критерия для определения степени воздействия каждого фактора на конечные результаты работы, доходы предприятий и прибыль, а соответственно, определение доли дохода или прибыли, которая соответствует конкретному фактору производства.

В числе других причин — отсутствие длительного и комплексного ресурсного механизма изъятия доходов из прибыли. В самом начале экономических реформ, проводимых в бывшем СССР, действовал механизм платы за фонды и механизм фиксированных (рентных) платежей. Позднее, когда эти рычаги исчерпали себя, стал вводиться механизм платности в бюджет за трудовые ресурсы и землю.

Ныне действующая налоговая форма изъятия доходов в бюджет в основном выполняет фискальные функции и в значительно меньшей степени стимулирующие функции более эффективного использования ресурсов. Для налогового метода характерна обязательность изъятия средств в пользу государства в точно определенных границах в заранее намеченные сроки. С позиций пополнения доходов бюджета эта форма платежей в бюджет более удобна. Налоговые методы изъятия доходов в бюджет используют практически все развитые страны мира. Представляется, что наиболее оптимальным направлением и развитием механизма платежей в бюджет с учетом имеющегося опыта был бы механизм рационального сочетания фискальных и стимулирующих функций и методов изъятия доходов в бюджет.

Но формированием доходной базы не исчерпывается роль госбюджета. Главная задача госбюджета состоит в том, чтобы бюджет через оптимальные расходы централизованных финансовых ресурсов обеспечивал реализацию финансовой политики государства.


Читайте также:

Страницы: 1 2
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я