Выставки

Мнения и опыт. Как справедливо отметила Е. Мурашова в своей статье «Товар лицом», в советское время такое понятие, как специализированная отраслевая выставка, призванная продемонстрировать товары и услуги, ассоциировалась разве что с гордостью страны — ВДНХ — собранием «народных достижений», где мирно соседствовали трактор последней модели, породистая лошадь и космический корабль. Кроме главной Московской, свои ВДНХ имелись в столице каждой из советских республик и входили в протокольную экскурсионную программу заезжих глав социалистических и даже капиталистических государств. Болгарский руководитель Тодор Живков бывал в Москве аж 17 раз и, как рассказывают очевидцы, каждый раз посещал ВДНХ.

Редкие выставки, где демонстрировалась западная продукция, имели скорее культурное, чем коммерческое значение. Они казались советскому человеку «окном в свободный мир», через которое, выстояв очередь, можно было бесплатно получить пластиковую сумку или пакетик чипсов. Только в начале 90-х гг. в обиход начали входить разного рода специализированные отраслевые выставки. С переходом страны на рыночные отношения у производителей и торговых фирм возникла необходимость познакомить население с новыми товарами и услугами.

Сегодня отраслевые выставки проводятся чуть ли не в каждом российском городе. По оценкам Всероссийской торгово-промышленной палаты, в общей сложности ежегодно их бывает до 1000. Впрочем, большинство из них представляет собой мелкие ярмарки-продажи, и лишь около 300 выставок, львиная доля которых организуется с участием иностранных компаний, могут претендовать на звание крупных. Из них порядка сотни проводится в Москве. Даже исторически ярмарочный Нижний Новгород проводит всего 50 мероприятий в год, Сочи — 30.

Несмотря на относительную молодость бизнеса, некоторые популярные выставки уже стали ежегодными. Наиболее известные из них «Автосалон», «Продэкспо» (крупная продовольственная выставка), «Консумэкспо» (весь спектр одежды, обуви, косметики, парфюмерии, мебели и прочих товаров народного потребления), «Мода», «Комтек» (телекоммуникации). Есть и менее масштабные ежегодные экспозиции «Мать и дитя», «Страхование», «Аптека» и пр. Фирмы-производители охотно выставляют свою продукцию. При том что, по информации рекламного агентства PRP Group, участие в престижной выставке обходится как минимум в 20 тыс. долларов (выставочные расходы, как правило, включаются в общий маркетинговый бюджет компании вместе с затратами на исследование рынка, стимулирование продаж и связи с общественностью).

По мнению фирм-участников, недельная напряженная работа на выставочном стенде обеспечивает новые контакты и контракты, которые могут потом «кормить компанию полгода». На наиболее «урожайных» выставках формируется до 25-30 процентов производственной программы компании (в основном заключаются договоры с партнерами). Выставки работают и на имидж фирмы, свидетельствуя о ее стабильном положении. А каталог выставки, где есть информация об участниках (название фирмы, ее специализация, номер телефона и факса), используется потом всеми интересующимися как справочник.

Организацией отраслевых выставок в нашей стране занимается около двух десятков компаний. Они распределены примерно одинаково: половина из них — иностранные, половина — российские. Среди западных компаний наиболее крупные Comtek International (США), появившаяся на нашем рынке в 1991 г. и тогда же создавшая в России торговую фирму «Крокус International», а также британские ITE International, Comtek International, WPI Blenheim, немецкие Novea International. К крупнейшим российским организациям можно отнести «Экспоцентр», «Сокольники», «АСМ Холдинг» (организация «Автосалона» и «Связьэкспокомм»), «Межвыставку» и ВВЦ.

Несмотря на бурный расцвет выставочного дела, по мнению экспертов, до европейских выставочных стандартов нашей стране еще очень далеко.

По мнению генерального директора культурно-выставочного центра «Сокольники» Андрея Лапшина, российский выставочный рынок пребывает в стадии «сумятицы». Порой чуть ли не одновременно (в разных выставочных центрах) или одна за другой проходят одинаковые тематические выставки, по сути дублирующие друг друга. Например, наряду с крупной экспозицией «Продэкспо» проводится не менее масштабная World Foods («Мировые продукты») и еще ряд мелких, в частности, несколько экспозиций, посвященных кондитерской промышленности.

«Необходимо, чтобы организаторы как-то поделили отраслевую тематику, составили расписание выставок, чтобы потенциальные участники знали, какая выставка, когда, где и кем проводится. Как это принято в развитых странах, где имеется расписание на два-три года вперед», — подчеркивает г-н Лапшин. Однако это вещи поправимые. Существует куда более серьезная проблема.

Главное, что мешает дальнейшему развитию российского выставочного бизнеса, — острая нехватка современных помещений даже в столице. В Москве насчитывается с десяток более или менее приличных выставочных залов (не считая скромных помещений, принадлежащих каким-нибудь НИИ). Однако погоду на рынке делают три крупных комплекса — культурно-выставочный центр «Сокольники», ВВЦ и «Экспоцентр». И ни один из них не дотягивает до западных стандартов.

Выставочный комплекс на Западе — это гигантское сооружение, иногда целый городок, располагающий не только огромными площадями, конференц-залами, но и подземными автостоянками, складскими корпусами, отделениями банков, сетью закусочных и ресторанов, собственными отелями и даже транспортной сетью, имеющей сообщение с аэропортом.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я