К истории собственно PR. Три источника PR

Происхождение public relations обычно увязывается с двумя видами деятельности — бизнесом и политикой. И это правильно, как говорил один известный персонаж отечественного политического театра.

Технологическое, организационное и даже концептуальное формирование PR в сферах бизнеса и политики шло фактически одновременно и вполне может быть представлено в виде двух параллельно идущих процессов, интенсивное сближение которых началось перед Второй мировой войной.

Однако, как представляется, этот общепризнанный канон становления PR несколько неполон, поскольку не учитывает еще одну сферу деятельности, в которой практически в то же время происходит не менее бурное становление PR-технологии, достижения и даже терминология которой вошли в общий арсенал, стали широко заимствоваться в бизнесе и в политике. Речь идет о шоу-бизнесе, переживавшем — и опять-таки в США — в период между двумя войнами не менее интенсивное становление. Именно в это время окончательно оформились система «звезд», идея сценического имиджа, технология раскрутки звезд, коллективов, исполнителей, программ и проектов, имиджевая реклама, стилистика publicity как скандала, бродвейская модель спектакля и его информационного продвижения и многое другое.

А. Ли бы первым, кто начал активную практику PR, но решающий вклад в становление профессии и утверждение ее статуса в глазах общества сделал Э. Бернейс — не только консультант, но и автор первых книг по PR, автор первого учебного курса по PR, прочитанного им в Нью-Йоркском университете. Показательны факты биографии Э. Бернайса, сына австрийских эмигрантов, племянника 3. Фрейда.

Отец — зажиточный экспортер зерна — готовил его к соответствующей карьере и послал в Корнеллский университет изучать сельское хозяйство. Но Э. Бернайс с детства интересовался искусством, прежде всего — театром и музыкой, и в 25 лет он руководил публичными аспектами визита в США в 1916 г. Сергея Дягилева и его Русского балета, организовал представительство известного тенора Энрико Карузо в США, которого он сопровождал в турне по стране. И хотя свой нью-йоркский офис Э. Бернайс открыл только в 1920 г., термином public relations он впервые воспользовался в том же 1916 г., когда назвал так свой род занятий, давая свидетельские показания в суде.

Э. Бернайс, один час консультации которого официально стоил 1000 долларов и которого журнал «Тайм» назвал одним из 100 американцев, имевших наибольшее влияние в XX столетний, консультировал знаменитых артистов, крупнейшие корпорации, предпринимателей, выдающихся политиков, включая американских президентов, но отверг приглашения от диктаторов Франко, Гитлера и Сомосы, которые хотели быть его клиентами. И он очень расстроился, когда узнал, что одну из его книг постоянно держал на своем столе Геббельс — гитлеровский министр пропаганды.

Шоу-корни PR можно обнаружить еще раньше — еще во второй половине XIX в., когда известный циркач, руководитель передвижного цирка Барнум, эффективно использовал приемы publicity не только в плане активного формирования общественного мнения с широким привлечением прессы, преподнесения массам исключительно только того, что они желают, и внушения им определенных желаний, но и формирования знаменитостей, их рекламного продвижения и одновременно их использования в своих целях. Чтобы привлечь внимание публики к своему цирку, он в 1835 г. стал выставлять напоказ 80-летнюю темнокожую рабыню, возраст которой был будто бы 160 лет, заявляя при этом, что 100 лет назад она была няней Д. Вашингтона. У публики постоянно подогревали интерес с помощью писем в газеты, написанных под чужими именами. Да и сам Барнум постоянно и умело оказывался в центре внимания прессы.

Таким образом, можно говорить о «трех источниках» PR: бизнесе, политике и шоу-бизнесе — относительно независимых сферах деятельности, в которых формировались технологии, приемы, методы, терминология, профессиональная среда, слияние которых в одну мощную и хорошо интегрированную деятельность состоялось на наших глазах в самом конце XX века.

На проятяжении всего столетия достижения технологии PR в сфере шоу-бизнеса, будучи перенесенными в политику, особенно с использованием электронных СМИ, сыграли решающую роль в политике. Президентство Ф. Рузвельта, избирательные кампании Д. Ф. Кеннеди, Р. Никсона и особенно оба президенства Р. Рейгана, президенство Б. Клинтона — тому наглядные и убедительные примеры. Новейшая российская история подарила нам PR-овский второй срок президенства Б. Н. Ельцина, во многом обеспеченный шоу-кампанией «Голосуй, а то проиграешь!», PR-овские выборы в Госдуму 1999 г. с откровенной шоу-стилистикой скандала и последующего PR-овского исполняющего обязанности, а затем — президента.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я