Банковская тайна и её охрана

Если это юридическое лицо, то тайну составляют все сведения, хранящиеся в юридическом деле клиента, в том числе справки и свидетельства из государственных органов о регистрации и постановке на учет, учредительные документы, информация, содержащаяся в документах, дающих право заниматься предпринимательской деятельностью (лицензии и т.п.), в различных формах бухгалтерской отчетности и в иных документах, сведения о кредитной истории клиента, о содержании и условиях кредитного договора и договора об обеспечении исполнения обязательств и т.д.

Большинство таких данных известно неопределенно широкому кругу лиц, т.е. как бы никакой тайной не являются. Однако для банка это обстоятельство безразлично. Он исходит из приоритетности своей деятельности: все, что оказывается в сфере его отношений с клиентом, сразу становится тайной. Иными словами, такие сведения можно получить где угодно, но только не в банке.

В то же время не все сведения о банковской деятельности являются закрытыми (см. ст. 8 Закона «О банках и банковской деятельности»).

Любой банк может быть хранителем не только банковской, но одновременно и обычной коммерческой тайны. Помимо собственно банковской тайны банку и его персоналу становятся известны и другие сведения о клиентах, как носящие конфиденциальный характер и составляющие его коммерческую тайну, так и не относящиеся к ней, но с ограниченным кругом пользователей. При этом, как правило, документально не закрепляется обязанность банка сохранять в тайне такую информацию, а также ответственность за ее несанкционированное разглашение и передачу другим лицам.

Таким образом, в российском законодательстве дается широкое определение банковской тайны, охватывающее, в частности, любые сведения о клиентах, полученные банком в ходе его деятельности, установлено, что банк обязан держать в секрете всю частную информацию, доверенную ему клиентами или третьими лицами или полученную им при осуществлении своей профессиональной деятельности.

Коммерческая и банковская тайны, в свою очередь, могут стать служебной тайной, если это предусмотрено в контракте, который работник заключает с банком. В этом случае нарушение служебной тайны может быть основанием для прекращения трудового договора с работником по инициативе администрации.

Понятие банковской тайны содержится и в Законе «О банках и банковской деятельности». В ст. 26 Закона говорится о тайне сведений об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов банка, определены условия вьдачи сведений (в виде справок), составляющих банковскую тайну, и круг лиц и органов, которым следует выдавать такие справки (см. также п. 2 ст. 857 ГК и Налоговый кодекс РФ), а также декларируется обязанность служащих банка хранить тайну от всех лиц и органов, для которых в законе не сделаны исключения.

Ст. 26. Банковская тайна (в изложении).

Банк, Банк России, Агентство страхования вкладов (АСВ) гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие банка обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах его клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых банком, если это не противоречит федеральному закону.

Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, банк выдает им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, органам налоговой службы, таможенным органам РФ в случаях, предусмотренных в законодательных актах об их деятельности, а при наличии согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, банк выдает органам внутренних дел при осуществлении ими функций выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений.

Справки по счетам и вкладам физических лиц банк выдает им самим, судам, АСВ при наступлении страхового случая, а при наличии согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев банк выдает лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном банку завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан — иностранным консульским учреждениям.

Информацию об операциях юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц банк предоставляет в государственный орган, уполномоченный противодействовать «отмыванию» доходов, полученных преступным путем, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены в Законе «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Банк России и АСВ не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов банков, полученные ими в результате исполнения лицензирующих, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных в федеральных законах.

«Правила совершения завещательных распоряжений правами на денежные средства в банках» утверждены постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 351.

Имеется в виду Комитет по финансовому мониторингу (КФМ), первое Положение о котором было утверждено постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. № 211. См. также: Положение «О представлении информации в Комитет РФ по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом» (утверждено постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. № 245); Положение «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» (утверждено постановлением Правительства РФ от 8 января 2003 г. № 6).

Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах банков, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением случаев, предусмотренных в федеральных законах.

Уполномоченный орган, противодействующий легализации доходов, полученных преступным путем, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от банков, за исключением случаев, предусмотренных в указанном Законе.

За разглашение банковской тайны Банк России, АСВ, кредитные, аудиторские и иные организации, орган, противодействующий легализации доходов, полученных преступным путем, а также их должностные лица и работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном в федеральном законе.

Органов, желающих получать от банков сведения, составляющие банковскую тайну, гораздо больше, чем это предусмотрено в законах. Банки должны учитывать это в своей работе.
Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены без каких-либо ограничений только самим клиентам. Что касается государственных органов и их должностных лиц, то им такие сведения могут быть предоставлены только в случаях и в порядке, предусмотренных в законе. Цитированная выше ст. 26 Закона о банках содержит закрытый (исчерпывающий) список таких органов. Судебные приставы-исполнители в этом списке не значатся (а именно с ними у банков чаще всего возникают конфликты). В этой связи можно отметить следующее.

Обычный контраргумент судебных приставов-исполнителей, на которых в законе возложена функция непосредственной реализации судебных актов, — ссылка на ст. 12 и 14 Закона о приставах и ст. 4 Закона об исполнительном производстве. Из названных норм следует, что судебный пристав-исполнитель при совершении исполнительных действий вправе получать необходимую информацию, объяснения и справки, их требования обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории РФ, а невыполнение таких требований влечет ответственность в порядке, установленном в законе.

Несмотря на это нормы ст. 26 Закона о банках не допускают расширения круга лиц, имеющих доступ к банковской тайне до тех пор, пока в данную статью не будут внесены соответствующие изменения. Анализ показывает, что ст. 14 Закона о приставах в части допустимости предоставления банками судебным приставам-исполнителям сведений, составляющих банковскую тайну, не соответствует ни Конституции РФ, ни Гражданскому кодексу, ни Закону «О банках и банковской деятельности».

В дополнение к этому можно отметить, что ни Закон об исполнительном производстве, ни Закон о приставах не содержат норм, обязывающих судебных приставов хранить тайну о сведениях, полученных ими в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, указанных в Законе об исполнительном производстве.

Ответственность за разглашение коммерческой и банковской тайны заключается в первую очередь в возмещении убытков, причиненных таким разглашением. Субъектами ответственности могут быть как юридические лица, так и их сотрудники, непосредственно ответственные за такие нарушения. При этом ответственность юридических лиц носит только имущественный характер, а сотрудников — преимущественно дисциплинарный характер. В то же время ответственность физического лица за несанкционированное получение и разглашение банковской тайны может быть даже уголовной (см. ст. 183 Уголовного кодекса РФ).


Читайте также:

Страницы: 1 2
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я