Расходы банка и их регулирование

По аналогии с классификацией доходов расходы банка можно разделить на следующие группы.

Операционные расходы (расходы, необходимые для обеспечения функционирования банка) включают в себя:

• процентные расходы — уплаченные банком проценты за привлеченные им средства (полученные кредиты, займы, вклады, депозиты), в том числе привлеченные с помощью выпущенных банком ценных бумаг;

• непроцентные расходы — остальные (кроме процентных) расходы на проведение всех операций банка: на заработную плату и материальное поощрение сотрудников; на содержание аппарата управления, в том числе представительские и компенсационные расходы; уплаченные банком комиссионные; уплаченные банком дивиденды; эксплуатационные расходы (амортизация, затраты на текущий ремонт основных фондов, расходы на аренду, рекламу, на приобретение малоценных и быстро изнашивающихся предметов, транспортные, почтовые и телеграфные расходы, командировочные расходы, плата за обучение, за информацию, упаковочные и другие материалы, за бланки и тому подобные общебанковские хозяйственные расходы некапитального характера); расходы, связанные с созданием резервов на покрытие возможных убытков от кредитных и некоторых иных операций банка, относимые на себестоимость таких операций.

К прочим (неоперационным) расходам банка можно отнести, в частности: уплаченные налоги и другие внесенные обязательные платежи; уплаченные штрафы, пени и неустойки; убытки от реализации имущества; убытки в виде отрицательных курсовых разниц от переоценки принадлежащих банку некоторых видов активов.

Расходы банка должны быть по возможности минимальными (в расчете на выбранные контрольные показатели, наиболее адекватно отражающие конечную эффективность работы банка), а потому ими необходимо постоянно управлять, имея в виду как минимум недопущение нерационального использования имеющихся средств, в том числе путем организации соответствующего контроля. С этой целью используются процедуры бюджетирования — регулярного самостоятельного составления совокупности финансовых планов (бюджетов) банка. Исходная информация для их составления берется из плановой структуры бизнес-процессов, отражающей направления предстоящего развития, намеченные для себя банком. Горизонт текущего планирования деятельности банка целесообразно принять равным одному году, а продолжительность планового периода — равным одному кварталу.

Желательно составлять следующие виды бюджетов: финансовых ресурсов; операционных доходов и расходов; хозяйственных расходов; расходов на сотрудников; коммерческих и административных расходов; капитальных вложений. Сметы затрат при этом планируются исходя из принципов: методического единства состава и направлений затрат; наиболее полного распределения расходов по сметам отдельных подразделений; формирования сметы затрат подразделений, не зарабатывающих доходы, с учетом их возможного покрытия за счет доходов зарабатывающих подразделений (при их совместной деятельности).

Подразделения рассчитывают и представляют свои сметы расходов, включая в них расходы, связанные с обеспечением их деятельности.

В целях контроля за целевым использованием средств определяются распорядители сметы. В подразделениях это обычно основной распорядитель (первый ключ) — руководитель подразделения и сораспорядитель (второй ключ) — руководитель другого подразделения, отвечающий за конкретное направление деятельности банка (подпись сораспорядителя бывает необходима по отдельным статьям сметы). Например, если подразделение предусматривает в своей смете расходы на приобретение компьютеров, то оно согласовывает соответствующую сумму с руководством подразделения банковских технологий.

Смета банка в целом представляет собой совокупность расходов подразделений и блок общебанковских расходов, не подлежащих распределению между подразделениями (помимо общехозяйственных и эксплуатационных расходов).

В результате сведения бюджетов может быть получен проект необходимого банку бюджета денежных потоков (на неделю, месяц, квартал и т.д.).

Управление расходами на основе бюджетирования основывается на анализе причин отклонений фактически достигнутых результатов от разработанных бюджетов (от планового уровня показателей) и предполагает скользящую корректировку планов как минимум 1 раз в месяц.

Бюджетирование должно сочетаться с созданием таких механизмов финансового планирования и управленческой отчетности, которые бы обеспечивали руководство банка достоверной информацией, в том числе об эффективности деятельности его филиалов и внутренних подразделений, необходимой для принятия грамотных управленческих решений.

Процентная маржа представляет собой одно из важных выражений успешности коммерческой деятельности банка и количественно равна разнице между суммами процентных доходов и процентных расходов, т.е. между процентами полученными и процентами уплаченными. Именно она обычно является основным источником прибыли банка. Исключение могут составлять банки, в основном специализирующиеся на операциях, дающих непроцентные доходы.

Размер процентной маржи может характеризоваться абсолютной величиной (в рублях) и относительной величиной в форме ряда финансовых коэффициентов; последние могут показывать либо ее фактический уровень, либо так называемый достаточный (для данного банка) уровень.

Фактический уровень (относительный) процентной маржи рассчитывается по нескольким схожим формулам, в числителе которых используется размер фактической маржи за период, а в знаменателе (в зависимости от целей анализа) — либо средний остаток всех активов банка за период (имеются в виду активы, очищенные от так называемых регулирующих статей), либо средний за период остаток активов, приносящих доход, либо средний за период остаток кредитной задолженности. Что касается коэффициента достаточности маржи (рассчитывается тоже относительно приносящих доход активов), то он показывает, какой в данный момент минимальный уровень маржи необходим банку для компенсации расходов (издержек).

Факторный анализ доходов и расходов коммерческого банка заключается в том, чтобы на основе количественной оценки взаимосвязанных параметров, оказывающих решающее влияние на размеры доходов и расходов: выявлять основные факторы, результатом действия которых явилось увеличение или уменьшение прибыли; оценивать надежность и стабильность источников прибыли, в том числе на перспективу; обеспечить менеджмент банка инструментарием, который бы позволял ему принимать оптимальные решения, направленные на максимизацию стоимости банка.

Доходы в целом могут измениться главным образом за счет изменения:

• размера остатков на счетах по группе активов, приносящих основные доходы (например, процентный доход и доход от операций с ценными бумагами);

• среднего уровня процентной ставки, которую банк получает за предоставленные в пользование клиентов финансовые активы.


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я