Качество управления банками своей деятельностью

1.3. Банк обязан не нарушать законодательство во всей его полноте (любое отклонение от этого требования, зафиксировано оно какими-либо государственными органами или нет, следует рассматривать как свидетельство изъяна в управлении).

1.4. Банк обязан соблюдать положения нормативных актов общего значения, а также индивидуально ему адресованные распоряжения или предписания Банка России (любое отклонение от этого требования, зафиксировано оно Банком России или нет, следует рассматривать как свидетельство недостатков в управлении).

1.5. Банк обязан вести бухгалтерский учет своей деятельности, представлять отчетность в Банк России и публиковать отчетность в открытой печати в соответствии с установленными правилами (любое отклонение от этого требования следует рассматривать как свидетельство недостатков в управлении).

1.6. Банк обязан выполнять установленные Банком России экономические нормативы банковской деятельности (невыполнение этого требования более чем на одну очередную отчетную дату следует рассматривать как свидетельство крупных недостатков в управлении банком).

1.7. Банк должен иметь развитую систему планирования.

П. Требования к планированию и его информационно-аналитическому обеспечению.

III. Требования к оперативному управлению.

3.1. Управленческие решения оперативного характера, принимаемые как высшим руководством банка, так и руководством его структурных подразделений, должны:

• приниматься непременно на основе соответствующих нормативных документов, регламентирующих процесс управления (не должно быть ситуаций, не предусмотренных в таких документах);

• соответствовать духу и букве утвержденных концепции, целей и планов банка (служба внутреннего контроля должна вести учет нарушений данного требования и выяснять их причины);

• учитывать оперативную информацию, представляемую службой информационной поддержки управления (должно быть определено и зафиксировано, как учитывается указанная информация).

3.2. Каждое подразделение банка должно располагать целостным пакетом регламентирующих документов, обеспечивающих правильное понимание стоящих перед подразделением задач, их качественное выполнение и контроль такого выполнения. Указанный пакет должен удовлетворять следующим требованиям.

А. Быть сформирован сразу после организации подразделения и в дальнейшем поддерживаться в актуальном состоянии в соответствии с утвержденным руководством банка специальным порядком (регламентом).

Б. Включать в себя как минимум:

• решения руководящих органов банка, относящиеся к возникновению и деятельности подразделения;

• другие нормативные документы, принятые руководством банка, относящиеся к деятельности всех или ряда подразделений;

• положение (или иной аналогичный документ) о подразделении;

• должностные инструкции для сотрудников подразделения;

• документы, в которых содержатся: приоритеты, цели и планы банка, реализация которых возложена на данное подразделение; руководство по осуществлению проводимых подразделением операций, сделок или действий (включая полномочия работников подразделения и ограничения, которые оно должно выдерживать), порядок рассмотрения и решения вопросов, инструктивные материалы (в том числе регламентирующие оформление документации подразделения), методики анализа (в том числе анализа качества работы самого подразделения); информация о клиентах банка, с которыми работает данное подразделение; маркетинговая информация, необходимая подразделению в его работе.

IV. Требования к работе с кадрами.

Прямой подход к оценке качества управления банком, вариант которого здесь продемонстрирован (естественно, не претендующий на истину в последней инстанции), также имеет свои ограничения. Так, определенные действия властей могут свести на нет весь возможный эффект от применения даже самым тщательным образом проработанной системы управления банком. В условиях кризисной экономики к аналогичному результату может привести стечение объективных обстоятельств, никак от коммерческих банков не зависящих. Таким образом, для более надежного определения уровня банковского управления необходимо применять в комплексе оба подхода — косвенно-целевой и непосредственно управленческий.

Качество управления банком с точки зрения клиентов.

Партнерство банка и его клиентов — одна из тех стержневых идей, которые будут определять облик перспективных банковских технологий. В качестве своего начального момента данная идея предполагает, с одной стороны, глубокое изучение банком условий деятельности клиента, фактических и потенциальных его проблем, а с другой — знание клиентом возможностей и проблем банка. Что же нужно знать реальным и потенциальным клиентам о банке? В чем выражается для клиента качество банковского управления?

Во-первых, какие риски принимает клиент, обслуживаясь в данном банке. Во-вторых, насколько хорошие возможности для ведения бизнеса предоставляет банк (механизмы и условия проведения расчетов и платежей, кредитования, прочих банковских операций, оказания консультационных услуг). Другими словами, клиент оценивает качество банка (качества его управления) по таким критериям, как его надежность и устойчивость.

При этом под надежностью банка клиент закономерно понимает уровень гарантий сохранения, приумножения и возвратности своих денег, который может обеспечить банк; прежде всего он имеет в виду платежеспособность банка и в какой-то мере — ликвидность его баланса, т.е. способность банка своевременно погашать свои денежные обязательства и превращать свои активы в денежные или другие платежные средства для выполнения его обязательств в случае, если имеющихся в наличии платежных средств для этого не хватает. Что касается устойчивости банка, то под этим подразумевается его способность стабильно обеспечивать свое равновесное состояние в условиях меняющейся экономической и правовой среды.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я