Унификация учёта и отчётности банков: проблемы и перспективы

Международные стандарты учета и отчетности.

В последние годы общим местом стали утверждения о том, что бухгалтерскому учету в банках России предстоит не только путь дальнейшего совершенствования, но и перехода на международные стандарты.

Модели бухгалтерского учета.

В мире существует несколько основных моделей учета, которые различаются прежде всего тем, на какой правовой базе они возникли и развиваются.

Англо-американская модель. Ключевой вклад в ее развитие внесли Великобритания, США и Голландия. В этих странах бухгалтерская отчетность рассматривается как основной источник информации для инвесторов и кредиторов. Почти все компании присутствуют на РЦБ, и они заинтересованы в получении объективной информации о финансовом положении друг друга. Модель в большинстве стран предполагает использование принципа учета по первоначальной стоимости. Пред-полагается, что влияние инфляции невелико и хозяйственные операции отражаются по ценам на момент сделок.

В настоящее время эту модель используют многие страны — от Австралии, Индонезии и ЮАР до Канады, включая некоторые африканские и центральноамериканские страны.

Континентальная модель. Ее родоначальниками считаются страны континентальной Европы и Япония. Здесь специфика бухучета обусловлена двумя факторами — ориентацией бизнеса на крупный банковский капитал и необходимостью соответствия требованиям фискальных органов. В данной модели значительно большее влияние на порядок составления отчетности оказывают государственные органы (интересы сбора налогов). Страны, применяющие эту модель, также в основном руководствуются принципом неизменности первоначальной оценки.

Кроме европейских (континентальных) стран, Японии и России данную модель используют также более десятка африканских стран.

Южноамериканская модель. Отличительной ее характеристикой является корректировка показателей отчетности с учетом изменения общего уровня цен. Поправка на инфляцию необходима для обеспечения достоверности текущей финансовой информации (особенно в отношении долгосрочных активов). Корректировка отчетности ориентирована на потребности государства в исполнении доходной части бюджета.

Некоторые страны используют смешанные модели с преобладанием национальной специфики.

Необходимо подчеркнуть: деление учета на те или иные модели весьма условно — не существует и двух стран с идентичными системами учета. С другой стороны, в силу глобализации экономики, как считается, есть необходимость определенной стандартизации учета и отчетности или сближения их моделей.

Задача для России.

Распространено мнение о том, что российский бухгалтерский учет, в том числе банковский, пока еще по-настоящему не реформирован, что в нем масса недостатков, и потому России необходимо как можно быстрее переходить от своих национальных стандартов учета (как уже отмечалось, применительно к банкам они зафиксированы в Правилах учета) на использование так называемых международных стандартов финансовой отчетности — МСФО (International financial reporting standards — IFRS). При этом практически все считают, что отечественная отчетность представляется в формате, удобном только для целей налогообложения, банковского надзора и статистики, что она понятна только специалистам в области бух-галтерского учета или банковской деятельности и не позволяет широкому кругу клиентов, вкладчиков, инвесторов банков оценить реальное финансовое состояние банка и его перспективы, т.е. пользователям нужны «словарь и переводчик», чтобы понять эту отчетность.

Таким образом, необходимость совершенствования бухгалтерского учета и стандартов составления финансовой отчетности связывают с целями обеспечения большей прозрачности финансового положения банков, повышения качества банковского надзора и расширения доступа российских кредитных организаций на международные финансовые рынки.

Организации-стандартизаторы.

В учете и отчетности банков многих стран все сильнее проявляется тенденция следовать рекомендациям ведущей организации в мире по разработке единых учетных стандартов — европейского Совета (прежде — Комитета) по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО, или International accounting standards board — IASB).

Целью деятельности этой негосударственной организации, созданной в 1973 г. в результате соглашения между профессиональными бухгалтерскими организациями ряда европейских стран (Франция, Германия, Нидерланды, Великобритания, Ирландия), а также Австралии, Канады, Мексики, Японии и США, является унификация принципов бухгалтерского учета корпораций и их финансовой отчетности. С 1983 г. в состав КМСФО вошли все профессиональные бухгалтерские организации, являющиеся членами Международной федерации бухгалтеров (IFAC). По данным на начало 2000 г. КМСФО объединял представителей 143 бухгалтерских организаций из 104 стран. Совет работает в тесном контакте с национальными организациями по разработке стандартов, с комитетами по ценным бумагам и с биржами ряда стран, с Мировым банком, а также с межправительственными организациями, такими, как Европейская Комиссия, Организация экономического сотрудничества и развития, ООН и др.

Важно иметь в виду: стандарты, которые разрабатывает СМСФО, имеют только рекомендательный и ненормативный характер. Страна может в добровольном порядке взять на себя какие-либо обязательства в части внедрения в свою хозяйственную практику МСФО. Однако сделать это она может только одним способом, а именно издав на основе МСФО национальные правовые акты в сфере нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. До этого отчетность, подготовленная в соответствии с международными стандартами, не будет иметь юридической силы, даже если вся экономика по факту перейдет на составление такого варианта отчетности.

Проблемами унификации стандартов учета и отчетности занимаются также:

• межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности при ООН (была создана в 1982 г.);

• Европейская комиссия — обеспечивает гармонизацию учета в рамках Европейского Союза;

• Комиссия по ценным бумагам и биржам США (Securities and exchange commission) — правительственная организация США, чья юрисдикция распространяется на все компании,
продающие ценные бумаги в США (включая иностранные);

• неправительственный Совет по стандартам учета и отчетности США (Financial accounting standards board) — обеспечивает разработку американских принципов учета. Как
правило, стандарты этой организации получают распространение в странах с англо-американской моделью учета. В настоящее время рассматривается как конкурент СМСФО в разработке МСФО. Одной из целей деятельности Совета является обеспечение международной
сравнимости и качества американских стандартов (US GAAP).


Читайте также:

Страницы: 1 2
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я