Критерии необходимости санирования банка и порядок предъявления ему требования об этом

Критерии.

В Законе «О несостоятельности... кредитных организаций» (ст. 3 и 4) указываются три как бы равноправные меры, которые должны предупреждать банкротство банка: финансовое оздоровление; назначение временной администрации; реорганизация банка (в отличие от ст. 30 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», в которой в качестве меры предупреждения банкротства организации рассматривается только ее финансовое оздоровление, именно восстановление платежеспособности). Соответственно данному подходу критерии (основания), при наличии которых банк будет считаться нуждающимся в финансовом оздоровлении (санации), в принципе те же, что и в случаях, когда в него может быть направлена временная администрация или когда ему может быть предъявлено требование о реорганизации, и так же противоречивы. Практически это означает, что при наличии одних и тех же оснований Банк России по собственному усмотрению будет решать, какую из трех указанных мер применить к банку, нуждающемуся с его точки зрения в повышенном внимании.

Различие, которое здесь все же наблюдается, состоит в следующем. В ст. 32 и 17 Закона № 40-ФЗ названы три основания, при наличии которых банк должен реорганизоваться (при этом в ст. 4 того же Закона указаны несколько иные основания). Что касается требования о финансовом оздоровлении банка, то в соответствии со ст. 12 Закона основаниями для него могут служить как все общие основания для мер, предпринимаемых с целью недопущения банкротства (ст. 4 Закона), так и нормы ст. 74 Закона о Центральном банке, которая включает широкий перечень нарушений, За которые к банкам применяются различные санкции. Наконец, у Банка России есть критерии, вытекающие из Указания «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций» от 31 марта 2000 г. № 766-У.

Общая схема развития проблем в банке.

Предпосылками, приводящими к возникновению проблем в банках обычно являются: недостаточная квалификация руководства банка, приводящая к слабой организации банковского дела и неадекватному управлению; низкая квалификация сотрудников банка; скрытые и явные нарушения законов и иных нормативных документов; слабая постановка работы службы внутреннего контроля; проведение сомнительных банковских операций; нарушение баланса по срокам между пассивами и активами, снижение качества их структуры; снижение доли высоколиквидных активов ниже достаточного уровня; увеличение открытой валютной позиции; недосоздание резервов под принимаемые риски; снижение доходов при росте дебиторской и кредиторской задолженности; уменьшение величины собственного капитала.

Признаками появления скрытой неплатежеспособности банка можно считать: увеличение времени пробега платежей и наличие картотеки неоплаченных расчетных документов; резкое увеличение процентных ставок за привлекаемые ресурсы с использованием агрессивной рекламы; появление технических проблем, увеличивающих время исполнения платежей и выдачи средств; рост тарифов на услуги, предоставляемые клиентам; начало «вывода» активов банка; появление «инсайдерской» информации о неблагополучной ситуации в банке.

Наконец, признаками перехода неплатежеспособности банка в явную форму могут быть: уход и увольнение сотрудников банка, включая и руководство; нарастание картотеки неоплаченных расчетных документов; уменьшение количества операций, проводимых для клиентов; продажа основных средств; уменьшение остатков на расчетных счетах клиентов (отток денег из банка); увеличение количества нарушений норм законов и банковских правил.

Своевременное обнаружение проблемного банка — вопрос достаточно актуальный, имеющий не только экономическую, но и социальную подоплеку. Поэтому здесь необходим исключительно ответственный подход. Между тем если формально воспользоваться формальными критериями, заданными в законах и нормативных актах Банка России, то можно прийти к абсурдным выводам. Это лишний раз доказывает, что надзор должен быть не формальным, а качественным, базирующимся на детальном знании действительного финансового состояния банков.

Итак, причин, в силу которых банк может оказаться перед необходимостью финансового оздоровления, может быть много. Однако если отвлечься от факторов, не зависящих от самого банка, то главными причинами можно считать:

1) неэффективное вложение средств в необязательные проекты, непроизводительные траты;

2) отток средств при значительном дисбалансе по срокам между пассивами и активами;

3) потерю капитала, когда для приукрашивания отчетности и/или удовлетворения острой потребности в платежах ресурсы привлекаются под завышенные проценты и фактически расходы превышают доходы;

1) низкое качество портфеля активов, когда, например, доля безнадежных кредитов растет, а выдавать новые не позволяют ограниченные ресурсы, что порождает эффект замкнутого круга.

Впрочем, все эти и многие другие причины в конечном счете можно свести к одному общему знаменателю — низкому качеству внутреннего управления банком.
Содержание санации.

В Законе «О несостоятельности кредитных организаций» однозначно определено, как широко следует понимать содержание процесса финансового оздоровления банка. Данный процесс может включать в себя:

• оказание финансовой помощи банку его участниками и иными лицами;

• изменение структуры активов и пассивов банка;

• изменение организационной структуры банка;

• приведение в соответствие УК банка и величины его собственного капитала;

• иные меры, осуществляемые в соответствии с законами.

Финансовая помощь банку может быть оказана в формах:

1) размещения денег на депозите в банке на срок не менее 6 месяцев и под умеренные проценты (по ставке, не превышающей ставку рефинансирования ЦБ);

2) предоставления банку поручительств (гарантий) по кредитам, которые он берет;

3) предоставления банку отсрочки и/или рассрочки платежа;

4) перевода долга банка (с согласия его кредиторов);

5) отказа от распределения прибыли банка в качестве дивидендов и направления ее на финансовое оздоровление банка;

6) дополнительного взноса в УК банка;

7) прощения банку его долга;

3) новации долга, а также в иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость финансового оздоровления банка.


Читайте также:

Страницы: 1 2
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я