План финансового оздоровления банка
Разработка плана финансового оздоровления банка.Разработка такого плана регламентирована главным образом в документе ЦБ «Методические рекомендации по составлению планов санации кредитными организациями» (письмо от 30 апреля 1997 г. № 443). В соответствии с данными рекомендациями план санации должен включать в себя три части.
Часть 1. Оценка ситуации в банке.
Эта часть документа, занимающая в нем непропорционально много места, должна содержать самую разнообразную информацию о банке.
1. Такие общие сведения, как: идентификационные сведения (полное официальное наименование банка; его почтовый и юридический адрес); номера и даты выдачи лицензий; виды лицензий и перечень ведущихся операций; наименование ТУ ЦБ, контролирующего деятельность банка; статистический, налоговый и другие коды; БИК, номер корреспондентского счета в подразделении Банка России; место нахождение и номера корреспондентских субсчетов филиалов; фамилии, имена и отчества, телефоны, факсы членов органов управления банком.
2. Также общие сведения о статусе банка, его участниках и капитале: организационно-правовая форма банка; организационная структура; филиалы, представительства, дочерние и зависимые организации (их юридические и почтовые адреса, телефоны и факсы, характеристика их деятельности); перечень участников, владеющих более 5% УК банка (их почтовые адреса, телефоны и факсы, дополнительно — сведения о каждом участнике, владеющем более 20% УК); количество участников (с разбивкой на группы юридических и физических лиц, на резидентов и нерезидентов, а также сотрудников банка) и доля каждой из групп в УК; участие банка в уставных капиталах дочерних и зависимых организаций, Других организаций, холдингов и финансово-промышленных групп (суммы и проценты участия), характеристика деятельности всех таких юридических лиц.
3. Описание структуры органов управления и характеристики членов исполнительных органов банка (фамилия, имя, отчество, возраст, образование и квалификация, предыдущие три должности и места работы, срок работы в каждой должности, срок работы в данном банке, доля в УК банка).
4. Характеристики кадров банка (количество сотрудников всего, в том числе руководящий состав, сотрудники, занятые непосредственно банковской деятельностью, обслуживающий персонал) и сведения о расходах на содержание персонала (фактический среднемесячный фонд оплаты труда за последний год и другие аналогичные по назначению расходы).
5. Общие сведения об аудиторе банка (наименование аудиторской фирмы или аудитора, номер и дата лицензии).
6. Анализ роли и значения банка в экономике региона (РФ), включая такие вопросы, как ситуация на рынке банковских услуг в регионе деятельности банка, круг его клиентуры, проводимые им операции, возможные последствия банкротства банка для банковской системы региона (страны).
7. Изложение причин возникновения у банка финансовых трудностей и показ динамики его развития. Причины должны быть названы по возможности конкретно (проведение рискованной кредитной политики; неудовлетворительная процентная политика, т.е. привлечение ресурсов под более высокую процентную ставку, чем их размещение; неудовлетворительное финансовое положение должников банка; отвлечение средств в недвижимость и прочие активы, не приносящие дохода; низкое качество управления; другие).
Для демонстрации динамики развития банка представляются его годовые балансы за последние пять лет (если банк существует менее пяти лет, то за все годы его функционирования).
7. Нужна развернутая информация о финансовом состоянии банка. Она должна включать в себя гигантскую по объему отчетность.
Часть 2. Мероприятия, направленные на оздоровление банка.
Целью таких мероприятий является восстановление собственного капитала банка до величины, при которой будут выполняться обязательные экономические нормативы, и тем самым возврат банка к нормальной и устойчивой работе. Здесь необходимо конкретно отразить такие вопросы, как:
1) способы, мера и условия участия акционеров (пайщиков) и третьих лиц в финансовом оздоровлении банка;
2) сокращение расходов, в том числе за счет: сокращения численности персонала; уменьшения хозяйственных расходов; отказа от нерентабельных направлений
бизнеса; закрытия, продажи убыточных филиалов и представительств; уменьшения процентных расходов. Необходимо проанализировать общее сокращение расходов
(в среднемесячном исчислении за последние 12 месяцев);
3) источники получения дополнительных доходов (пути развития бизнеса);
4) возможности и способы реализации имущества и других активов;
5) прочие мероприятия, среди которых могут быть, например: изменение внутренней структуры банка, в том числе структур управления; повышение надежности внутреннего контроля; использование специальных механизмов обеспечения возврата средств (проведение взаимозачетов, переуступка прав требований, инициирование банкротства дебиторов и т.д.); привлечение к управлению активами и пассивами банка сторонних организаций, имеющих соответствующие лицензии.
Должны быть назначены ответственные исполнители, календарные сроки, этапы выполнения всех намеченных мероприятий, а также доходность, которую они должны обеспечить.
Часть 3. Результаты санирования.
Под результатами финансового оздоровления банка понимаются ориентировочные показатели, планируемые: на конец каждого квартала в период санации; на момент завершения санации. Имеются в виду показатели, отражающие: динамику выполнения банком обязательных нормативов; изменение объема собственного капитала банка; изменение величины сумм, не оплаченных банком в срок из-за отсутствия средств на его корреспондентских счетах.
Разработать качественный план санации непросто; существенную помощь в этой работе специалистам банка может оказать хорошее знание тех документов, которыми будут руководствоваться сотрудники ТУ Банка России, в полномочия которых входит оценка качества такого плана и его утверждение.
Читайте также: