Платежи за пользование лесным фондом

Система платежей за пользование лесным фондом включает арендную плату и лесные подати (плата за право пользования лесным фондом).

Принципы определения размеров арендной платы за участки лесного фонда устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления на основе ставок лесных податей. Так же, как и при арендовании земельных участков, размеры и порядок внесения платы определяются договором аренды в зависимости от экономико-географических условий арендуемого участка лесного фонда, качества и количества природных ресурсов и в соответствии с Положением об аренде участков лесного фонда (утверждено Постановлением Правительства РФ от 24 марта 1998 г. № 345).

Порядок исчисления и уплаты лесных податей определяется правовыми нормами, закрепленными в Лесном кодексе Российской Федерации (далее — ЛК РФ). Эти платежи взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда (ст. 103 ЛК РФ), из чего следует, что плательщиками в данном случае выступают все пользователи лесным фондом (исключая арендаторов).

Согласно ст. 104 ЛК РФ объектом обложения признаются все виды лесопользования:

■ заготовка древесины;
■ заготовка живицы;
■ заготовка второстепенных лесных ресурсов;
■ побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и т.п.);
■ пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, научно-исследовательских, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей (ст. 80 ЛК РФ).

Ставки лесных податей устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или определяются по результатам лесных аукционов из расчета за единицу лесного ресурса, а по отдельным видам лесопользования — за 1 га используемого участка леса. Минимальный размер ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, определяется Правительством РФ (ст. 103, 104 ЛК РФ).

Форма взимания лесных податей (в денежном или натуральном выражении) определяется районными или городскими органами власти и оговаривается в разрешительном документе по каждому объекту пользования. Перечисления осуществляются в виде разового или регулярных платежей с начала пользования участком лесного фонда в течение всего срока действия разрешительного документа.

Особое место среди лесных податей занимает плата за древесину, отпускаемую на корню. Порядок ее исчисления и внесения разъясняется Инструкцией ГНС России от 19 апреля 1994 г. № 25 «О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню» (далее — Инструкция от 19 апреля 1994 г.).

Плательщиками здесь являются лесопользователи, производящие заготовку древесины в лесном фонде России, а также в лесных насаждениях, в него не входящих. Субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, данный сбор не уплачивают (п. 6 Инструкции от 19 апреля 1994 г.).

Объект обложения — объем отпускаемой лесопользователям древесины на корню. Плата исчисляется владельцами лесного фонда на основании ставок лесных податей при отводе лесосек и насаждений в рубку и указывается в ведомости материально-денежной оценки лесосек и в лесорубочном билете (ордере), получаемом до начала заготовительных работ. Если фактически заготовленный материал более чем на 10% превысил количество, указанное в лесорубочном билете, то производят перерасчет платежей (п. 8, 10, 15 Инструкции от 19 апреля 1994 г.).

Размеры лесных податей при отпуске древесины на корню рассчитываются исходя из установленных органами местного самоуправления ставок за 1 куб. м отпускаемой древесины, но не ниже минимальных, которые указаны в Методических рекомендациях по расчету минимальных ставок лесных податей и ставок арендной платы при передаче участков лесного фонда в аренду (утверждены 1 февраля 1994 г.).


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я