Транспортный налог
Налоговые платежи по транспортному налогу формируют дорожные фонды, которые используются для финансирования строительства и эксплуатации сети дорог, расположенных на территории каждого субъекта Российской Федерации, и формирования федерального дорожного фонда. С 1 января 1992 г. дорожные фонды складывались из платежей по следующим налогам:■ на приобретение автотранспортных средств;
■ на реализацию горюче-смазочных материалов;
■ на пользователей автомобильных дорог;
■ налог с владельцев транспортных средств.
По мере совершенствования налоговой системы отдельные виды налогов были упразднены: налог на приобретение транспортных средств, на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ). С 1 января 2003 г. был отменен налог на пользователей автомобильных дорог, а вместо налога с владельцев транспортных средств и налога на имущество физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств введен транспортный налог. Порядок его исчисления и уплаты регулируется положениями главы 28 НК РФ и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Приказом МНС РФ от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177 утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, которые носят разъяснительный характер.
Налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст. 357 НК РФ). Если до момента опубликования закона о транспортном налоге (т.е. до 1 августа 2002 г.) транспортное средство было передано
владельцем другому лицу на основании доверенности на право владения и распоряжения, то плательщиком является лицо, указанное в доверенности.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, автобусы, мотороллеры и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, водные и воздушные транспортные средства, кроме указанных в п. 2 ст. 358 НК РФ.
Налоговая база определяется (п. 1 ст. 359 НК РФ):
■ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели — как мощность двигателя в лошадиных силах;
■ в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя — как определяемая по пас порту статистическая тяга на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
■ в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспор тных средств, для которых определяется валовая вместимость — как валовая вместимость в регистровых тоннах;
■ в отношении иных водных и воздушных транспортных
средств— как единица транспортного средства.
Налоговым периодом согласно ст. 360 НК РФ признается календарный год. Для плательщиков — юридических лиц установлены отчетные периоды — I, II и III кварталы.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя, одну регистровую тонну или единицу транспортного средства.
Налоговые ставки могут быть увеличены или уменьшены законами субъектов Российской Федерации не более чем в 5 раз по сравнению со ставками, установленными федеральным законодательством и приведенными в ст. 361 НК РФ, В качестве примера приведем некоторые из указанных в Налоговом кодексе ставок:
■ автомобиль легковой с мощностью двигателя до 100 л.с. — 5 руб. с каждой лошадиной силы;
■ грузовые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. — 5 руб. с каждой лошадиной силы;
■ снегоходы, мотосани с мощностью двигателя до 50 л.с. — 5 руб. с каждой лошадиной силы;
■ несамоходные суда — 20 руб. с каждой регистровой тонны валовой вместимости;
■ самолеты, вертолеты и иные воздушные суда — 25 руб. с каждой лошадиной силы;
■ другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателя — 200 руб. с единицы транспортного средства.
Порядок исчисления налога приведен в тексте ст. 362 НК РФ. Налогоплательщики-организации исчисляют налог самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Сумма налога исчисляется по каждому транспортному средству как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Если транспортное средство зарегистрировано или снято с учета в течение налогового периода, то сумма налога исчисляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.
Например, легковой автомобиль зарегистрирован в ГИБДД 20 января 2004 г., а снят с регистрации в связи с продажей 5 декабря 2004 г. В этом случае налог будет исчисляться как за полный налоговый период, т. е. с учетом коэффициента равного 1.
Если в течение налогового периода изменялась мощность транспортного средства (например, замена двигателя), то налог исчисляется с учетом изменений и месяца такого изменения. Рассмотрим на примере порядок исчисления транспортного налога.
По находящимся в розыске транспортным средствам при наличии подтверждающих факт угона документов налог не исчисляется. При возвращении собственности владельцу исчисление налога производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство находилось во владении налогоплательщика.
Уплата налога_регулируется ст. 363 НК РФ. Она производится по местонахождению транспортных средств в порядке и сроки, установленные региональным законодательством.
Организации представляют в налоговый орган по местонахождению транспортных средств налоговую декларацию.
Налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налоговым органом не позднее 1 июня года текущего налогового периода. С 1 января 2006 г. срок предоставления уведомления физическим лицам на уплату транспортного налога устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации, что позволяет учитывать количество налогоплательщиков и другие особенности регионов. Если физическое лицо отнесено законом субъекта Российской Федерации о транспортном налоге к льготной категории плательщиков, то необходимо представить в налоговые органы документы, подтверждающие право на льготу по данному налогу.
Читайте также: