Пенсионный фонд Российской Федерации, особенности его функционирования
Расходы по обязательному пенсионному обеспечению составляют более 6% и включают в себя выплаты пенсий военнослужащим, социальных пенсий и т.п.Расходы по дополнительному пенсионному обеспечению включают в себя доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
Расходы по пенсионному обеспечению безработных граждан осуществляется за счет бюджетных средств, предоставленных Министерству труда и социального развития РФ и передаваемых им Пенсионному фонду Российской Федерации.
Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности фонда включают в себя расходы на содержание ор-ганов управления, на подготовку и повышение квалификации работников Пенсионного фонда и прочие расходы.
Управление Пенсионным фондом Российской Федерации. Для оперативного управления средствами Пенсионного фонды РФ создана организация с одноименным названием — Пенсионный фонд РФ, с трехуровневой структурой управления, отражающая особенности России как федеративного государства:
на федеральном уровне — центральный аппарат, представленный Правлением и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией;
на региональном уровне — региональные отделения, созданные в каждом из 89 субъектов Российской Федерации;
на местном уровне — районные управления и отделы Пенсионного фонда РФ, которые выполняют его функции в районах и городах и являются представителями региональных отделений Пенсионного фонда РФ.
Региональные отделения Пенсионного фонда РФ, а также управления и отделы пенсионного страхования в районах и городах являются юридическими лицами, имеющими в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, текущий и другие счета в банках. При этом региональные отделения в своей деятельности подчиняются исполнительной дирекции, руководствуясь решениями Правления Фонда; управления и отделы — региональному отделению.
Кроме того, органы Пенсионного фонда Российской Федерации и его структурные подразделения работают в тесном взаимодействии со следующими структурами:
• региональными органами социальной защиты населения, осуществляющими непосредственное назначение и выплату пенсий получателям;
• Центральным банком РФ, через расчетно-кассовые центры которого Пенсионный фонд РФ осуществляет основной объем своих финансовых операций и в отделениях которого имеет свои счета;
• региональными отделениями Сбербанка РФ;
• федеральной службой почтовой связи, через отделения которой осуществляются выплаты пенсии.
В настоящее время региональные отделения Пенсионного фонда РФ делятся на два вида:
• отделения в регионах, в которых органы социальной защиты осуществляют функции по назначению и выплате пенсий
(традиционная схема);
• отделения в рамках Единой пенсионной службы (ЕПС), в которых органы Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно производят расчет и выплату пенсий.
Начиная с 1992 г. в некоторых субъектах Российской Федерации в целях ликвидации многозвенной системы управления пенсионным обеспечением функции по назначению и выплате государственных пенсий стали передаваться из органов социальной защиты населения Пенсионному фонду России. Впервые объединение основных функций по пенсионному обеспечению произошло в Московской области на базе регионального отделения Пенсионного фонда РФ. В дальнейшем этот опыт получил свое развитие. К началу 2000 г. единые пенсионные службы были созданы на территории 22 субъектов Российской Федерации, из которых 14 полностью функционировали в условиях Единой пенсионной службы, 8 — на уровне отдельных районов и городов. Единая пенсионная служба, соединив функции сбора, аккумуляции страховых взносов и финансирования расходов на выплату государственных пенсий с функциями назначения (перерасчета) и выплаты пенсий в одной организационной структуре, обеспечила переход от многозвенной к двухзвенной системе управления финансовыми ресурсами. Преимущества такой модели организации финансовых потоков сделали объективной необходимостью формирование Единой пенсионной службы на всей территории России.
Читайте также: