Банкротство и его формы
Переход к рыночной экономике вызвал появление нового для российской финансовой практики термина — «банкротство предприятия». В соответствии с действующим законодательством под банкротством предприятия понимается несостоятельность юридических и физических лиц по погашению требований кредитора в течение трех месяцев с момента наступления срока платежа. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику составляют не менее 500 МРОТ у юридического лица и не менее 100 МРОТ у физического лица. В США сумма долга должна быть не менее 1 млн долларов.Право обращаться в суд имеют должник, кредитор, прокурор.
Состояние кризисной ситуации у предприятия может разрешаться двумя путями:
1) признанием неплатежеспособности;
2) признанием банкротства.
Причинами банкротства служат различные факторы внутреннего и внешнего характера (отсутствие средств, высокая дебиторская и кредиторская задолженности, высокие налоги, убытки, низкая конкурентоспособность и др.).
Цифры несостоятельности российских предприятий свидетельствуют, что 30—40% из них — практически потенциальные банкроты. Госарбитраж начиная с 1992 г рассматривал дела о банкротстве: в 1993 г. — 2000, в 1996 г. — 6000, в 1999 г. - 8000, в 2000 г. — 18 000. По прогнозам, таких дел может быть от 10 000 до 50 000.
Один из признаков финансовой несостоятельности предприятия — его кредиторская задолжность. Объем просроченной кредиторской задолженности на конец 1998 г. составляет 1 трл 200 млрд руб., что почти в три раза превышает объем денежной массы страны.
Отмечается, что неплатежи — это форма протеста реальной экономики против существующей экономической политики.
Кроме «признанного» банкротства широко развито также «фиктивное» банкротство. Предприятие, обеспечив привлечение заемных средств (банковские ссуды, товарные поставки) и использовав их в целях наживы отдельных лиц, затем объявляет себя банкротом.
Феномен сегодняшней российской экономики — в том, что многие убыточные предприятия вопреки своему нестабильному состоянию продолжают участвовать в предпринимательской деятельности, «внося свой вклад» в систему взаиморасчетов, усугубляя проблему неплатежей.
За счет чего функционируют убыточные предприятия? За счет задолженности поставщикам, неплатежей в бюджет, задержек в выплате заработной платы персоналу, использованию начислений амортизации и др.
Однако убыточность освобождает от уплаты налога на прибыль, позволяет не уплачивать долги. Казалось бы, убыточные предприятия должны исчезнуть, но они продолжают работать и увеличивать долги.
Шанс на выживание, который получает предприятие благодаря законодательству о банкротстве, является крайне важным в наше смутное время, грозящее волной распродаж имущества и ликвидации неплатежеспособных предприятий, а значит, и безработицей, социальными неурядицами и конфликтами. Конечно, наши арбитражные суды, юрисконсульты и адвокаты, руководители предприятий совершенно не знакомы с процедурой банкротства, однако быстрейшее внедрение этого цивилизованного правового механизма позволит сделать важнейший шаг не только в развитии правового обеспечения перехода к рыночной экономике, но и в ослаблении правовых и экономически неблагоприятных последствий, связанных с этим переходом.
Тем не менее вопросам предотвращения банкротства уделяли внимание во всех странах. Выработана определенная политика антикризисного управления при банкротстве, которая состоит из нескольких этапов, используемых в следующем порядке.
1. Исследуется финансовое состояние предприятия с целью обна
ружения признаков банкротства. Для этих целей используются различные методы диагностики банкротства.
2. Определяются масштабы кризисного состояния: легкий, сред
ний, тяжелый.
3.Изучаются основные факторы, обусловившие кризисное состоя
ние. Исследуются степени влияния отдельных факторов на формы и масштабы кризисного состояния предприятия.
4.Формируются цели, и делается выбор основных механизмов
антикризисного финансового управления предприятием при угрозе банкротства. Соответственно этим целям формируются и системы механизмов финансового управления предприятием при угрозе банкротства, которые составляют содержание последующих направлений политики.
5. Прежде всего используются внутренние механизмы финансо
вой стабилизации предприятия.
6. Если масштабы финансового состояния предприятия не позво
ляют выйти из него за счет собственных резервов, предприятие прибегает к внешней помощи, которая принимает форму его санации.
7. При ликвидации предприятия проводится ликвидационные про
цедуры. Эти функции возлагаются на ликвидационную комиссию.
Читайте также: