Факторинг как метод финансовой стабилизации предприятия

Международная правовая основа факторинга была заложена подписанной 28 мая 1988 г. в Оттаве (Канада) 55 странами и утвержденной Советом международного института унификации и частного права Конвенцией о международном факторинге. Цели Конвенции — унификация определения факторинга и создание международно-правовых предпосылок для его развития. При этом сохраняются права национальных факторинговых компаний заключать соглашения с поставщиками и другими факторинговыми компаниями на собственных условиях.

В зависимости от специфики факторинговых операций предпринимателю необходимо изучать порядок оформления, знать и выполнять последствия невыполнения необходимых для его работы всех видов обязательств; следовать нормам Гражданского кодекса РФ. При этом необходимо иметь в виду, что нормы последнего имеют высший приоритет по сравнению с законами и тем более подзаконными актами, регламентирующими дополнительно отдельные виды обязательств по лизинговой деятельности.

Факторинговым обслуживанием впервые занялся банк «ФЕРСТ НЭШЛ БЭНК оф БОСТОН» в 1974 г. для одной из американских промышленных компаний. В Западной Европе факторинговые фирмы появились в 1960-х гг., но уже 1970-е и 1980-е гг. характеризовались высокими и устойчивыми темпами роста (на 40—50 %) факторинговых операций во всех развитых странах.

Факторинговыми услугами занимаются специализированные фактор-фирмы и фактор-отделы банков. Во всех случаях банки выступают исполнителями этих услуг.

Для оказания фактор-услуг фактор-фирмы должны иметь в своем распоряжении значительные суммы денежных средств, которые они пускают в дело.
В факторинговых операциях участвуют три стороны: фактор-фирма, клиент — поставщик товаров, фирма-покупатель.

В основе фактор-операций лежит соглашение между клиентом и фактор-фирмой, последняя покупает платежные документы клиента и в течение двух-трех дней оплачивает их в размере 70—90 % стоимости. Остальные 30—10% оплачиваются после того, как покупатель оплатил счета.

Факторинговые услуги предоставляются с условием «без финансирования» или «с финансированием». В первом случае клиент фактор-компании, подавший счет-фактуру, получает от последней сумму счета фактуры при наступлении срока платежа. Во втором случае клиент может требовать немедленной оплаты вне зависимости от предусмотренного срока платежа за товар. В последнем случае фактор-компания предоставляет клиенту кредит.

Осуществлению факторинговой сделки предшествует серьезная аналитическая работа.

Факторинговому обслуживанию не подлежат следующие предприятия:

■ с большим числом дебиторов;
■ занимающиеся спекулятивным бизнесом;
■ производящие нестандартную и узкоспециализированную продукцию;
■ реализующие набор мелкой продукции в розницу;
■ работающие с субподрядчиками и др.

Получив заявку предприятия, фактор-компания внимательно изучает финансовое и экономическое состояние потенциального клиента, сферу его деятельности, виды реализуемой продукции, конъюнктуру рынка.

Анализу подвергаются балансы за предшествующие три года, отчеты и финансовые показатели, спрос на товары и т.д. Затем компания либо дает согласие, л ибо отказывается от обслуживания. При согласии клиент передает все счета-фактуры, выставленные покупателям. Фактор-компания изучает их тщательно и по каждому дает согласие или несогласие (через два-три дня).

Основу факторного финансирования составляет партнерский договор о факторинге, заключенном на два года. Современный факторинг объединяет целый ряд услуг, которые оказывает клиенту фактор-компания:

1) обработку счетов клиентов;
2) обеспечение их денежными средствами;
3) информирование клиентов о платежеспособности покупателей;
4) берет на себя риски неплатежеспособности покупателей.

В мировой практике стоимость факторинговых услуг складывается из двух элементов: комиссионного вознаграждения за фактор-услуги; процентов, взимаемых при досрочной оплате.

Комиссия составляет 1,5—2 % от счета-фактуры, по фактор-кредиту несколько выше обычных банковских процентов по краткосрочным ссудам. При осуществлении факторинговых операций дебиторская задолженность трансформируется в наличные средства и может быть использована для производственных целей. У клиента сокращаются издержки по ведению дебиторских счетов и кредитному контролю.
Как показывает практика и исследования специалистов, факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий.

Несмотря на многие преимущества, факторинг не получил в России должного развития, в том числе и в сфере малого предпринимательства. Это связано не только с неспособностью и нежеланием кредитной системы развивать этот вид банковских услуг, но и с незнанием возможностей факторинговых услуг субъектами рыночных отношений.

Выборочные анкетные опросы руководителей малого бизнеса выявили следующую картину: на промышленных предприятиях не знали ничего о факторинге 58,2 %, в торговле — 73,2 % респондентов.

Из числа слышавших о факторинге почти 40 % в промышленности и 40 % в торговле опрошенных желали бы воспользоваться факторингом.
Основа осуществления факторинговых операций — договор факторинга. Он может быть открытым или закрытым. В последнем случае покупатели не ставятся в известность о наличии фактор-договора.

Заключение договора о полном обслуживании при длительных контактах предусматривает 100%-ную защиту клиента. Единственная обязанность поставщика — учет сделок с фактор-фирмой. В данном случае поставщик переуступает фактор-компании все долги своих плательщиков.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я