Финансовый контроль в системе планирования

Предварительный контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, смет, создания фондов денежных средств, инвестиций программ и т.д. Его цель — предупредить нарушения законов, поставить заслоны неэффективному использованию, снизить риски при финансовых операциях.

Текущий контроль проводится в процессе текущей финансово-хозяйственной деятельности при открытии кредитов, организации расчетов, использовании кассовых операций, начислении налоговых платежей.

Последующий контроль проводится после завершения отчетного периода (квартала, года). Его цель — проверка выполнения заложенной эффективности, целесообразности, правильности оформления и т.д.

По методике контроля различают проверки, обследования, анализ и ревизии.

Проверки касаются достаточно специфичных и конкретных вопросов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Чаще всего это связывается с расчетами и выплатой заработной платы персоналу, обоснованием и размерами премиальных выплат, проверкой расчета и уплаты отдельных налогов, правильностью выплаты командировочных расходов и др.

Обследования охватывают более широкие сферы деятельности фирмы или учреждения. Например, обследуются: материалы по обоснованности штатного расписания, списочному и явочному составу сотрудников; состояния учета и контроля за выплатой по фонду социального страхования; своевременность и точность выплат страховых сумм по пенсионному страхованию.

Анализ экономических показателей осуществляется на всех этапах финансового контроля. Именно аналитические данные позволяют судить о доходах и расходах предприятия, отрасли, территории. Методика анализа бюджетных подразделений во многом зависит отстоящих перед ним задач и определяется его предметом и содержанием.

Важнейшие требования, предъявляемые к анализу финансовых показателей при проведении контрольно-аналитической работы на любом уровне бюджетной системы страны, — это комплексность, действенность, оперативность, конкретность. Анализ, основанный на изучении широкого круга показателей, позволяет выявить факторы, оказывающие влияние на эффективность управления финансовыми ресурсами, как по конкретному объекту контроля, так и в целом по субъектам РФ. На рис. 7.2 представлены результаты финансового анализа деятельности предприятия.


Рис. 7.2. Основные недостатки, выявленные в результате финансового

анализа деятельности предприятия
Ревизии — комплексные и обширные мероприятия, охватывающие всю финансово-хозяйственную деятельность за обширный период. Современная ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности роста дебиторской задолженности и эффективности, совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций.

Самое же парадоксальное состоит в том, что понятие ревизии ни в каком правовом документе не определено. Однако и ревизии, и проверки проводятся и широко используются органами финансового контроля. За последние годы численность аппаратов контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РФ увеличилась на 70 %.

Ревизоры сравнивают свою работу с работой сапера: нельзя ошибаться, так как это опасно. Особенно серьезны ревизии по указанию правоохранительных органов, которые производятся с вооруженной охраной и изъятием документов.
Контрольно-ревизорская работа в новых условиях хозяйствования нуждается в существенной реорганизации, надежных ревизорах с большими правами. Видимо, требуется специальный орган государственного контрольно-ревизионного управления (службы).

Ревизоров в настоящее время не хватает. При опасной и трудной работе оплата их труда низкая, льгот нет. Ревизоры Министерства финансов РФ пользуются Инструкцией о порядке проведения ревизий и проверок, утвержденной Министерством финансов СССР в 1975 г. Инструкция устарела, но новой нет. Также регулирует отношения Указ Президента РФ от 25 июня 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации». Если смотреть с позиции государственных интересов всего российского общества, то главная задача финансового контроля — обеспечение грамотного составления и безусловного исполнения госбюджетов.

Главным государственным контролером в использовании бюджета выступает Федеральное казначейство Министерства финансов РФ. Главные задачи Казначейства — получить все положенные доходы и распределить все выделенные расходы, т.е. обеспечить единство кассы.

Наличие в центре информации данных о состоянии и движении бюджетных средств на каждой из фаз предоставляет Министерству финансов РФ широкие возможности для гибкого маневрирования ресурсами и стабильности финансирования.
Аудиторские проверки вошли в систему контроля России и сразу завоевали уважение и спрос. Для предприятий особенно актуальными стали вопросы подтверждения достоверности финансово-бухгалтерской отчетности и ее соответствия действующим нормативным актам. Кроме контрольной проверки, аудиторские фирмы оказывают консультационные услуги по постановке бухгалтерского учета, по оптимизации налогообложения. В результате такой деятельности становится меньше погрешностей, ошибок, недоплаты налоговых платежей.

До сих пор отсутствует четкое разграничение задач и полномочий.

Отсутствует координация деятельности контролирующих органов, единая информационная и методологическая база.

Такая структура сложилась многие десятилетия назад в конкретных исторических условиях и заметно отличается от контролирующих структур других государств.
В США контролирующий орган — Главное контрольно-финансовое управление. Оно имеет доступ практически ко всем финансовым документам министерств и ведомств. Второй важнейший контрольный орган — Административно-бюджетное управление, которое входит в состав исполнительного управления Президента США. К числу ключевых функций относятся: выработка рекомендаций Президенту по вопросам финансовой и экономической политики, подготовка проекта бюджета, контроль за исполнением федеральных программ, обзор законодательства и т.д.

Во Франции контролирующие функции возложены на Счетную палату, осуществляющую общий контроль за государственными финансами. Контроль такого же рода осуществляяют в коммунах, департаментах и регионах за местными финансами региональные Счетные палаты. Другими органами государственного контроля во Франции выступают Генеральная инспекция финансов и генеральная инспекция администрации, осуществляющие высший контроль за персоналом, находящимся в подчинении Министерства внутренних дел или под контролем префектов.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я