Финансовый контроль в системе планирования

В Великобритании функции контролирующего бюджетно-финансового органа, действующего от лица Парламента, выполняет Национальное контрольно-ревизионное управление.

Строго говоря, в России из большого количества контролирующих органов только Счетная палата РФ выполняет функцию государственного финансового контроля, а основная масса контрольных функций носит ведомственный характер.
За годы перестройки Россия лишилась системы действенного финансового контроля. Это подтверждается массой факторов: утечкой средств, пропажей выставленных бюджетных субсидий, невозможностью проконтролировать расходы и т.д.

Закон о финансовом контроле еще не утвержден, но попытка была сделана в первой части Налогового кодекса РФ, например установлен принцип адресности и целевого использования бюджетных средств, восстановлены сметное финансирование, обязательный ведомственный и внутренний контроль. Тем не менее в целях повышения эффективности контрольно-ревизионной работы необходима федеральная целевая программа перспективного развития контрольно-ревизионных органов РФ.

За счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов финансируются расходы социальной сферы: образования, здравоохранения, культуры и искусства, социальной зашиты и др. Свыше 36 % средств консолидированного бюджета направляется на финансирование этих расходов. Очень важно знать насколько эффективно и рационально будут использованы эти средства, поэтому значимость финансового контроля особенно велика на этих уровнях бюджетных расходов. Чтобы суметь решить эти задачи, необходим повседневный, кропотливый эксперт-анализ. Анализ результатов контрольных мероприятий, работ в системе здравоохранения на всех уровнях показал, что из-за неполной занятости мест в больницах и поликлиниках финансирование государства составляет порядка 700 млн руб. ежегодно. Проведенная Счетной палатой РФ проверка полноты поступления бюджетных и внебюджетных на организацию летнего отдыха детей и молодежи показали, что принятые Правительством РФ планы по улучшению оздоровления детей и молодежи не выполняются, а нормативы на содержание одного учащегося в оздоровительных лагерях не пересматривались 10 лет.

В настоящее время координации действий в области финансово-бюджетного контроля между финансовыми органами и органами финансового контроля субъектов РФ отсутствует. Проверка на всех уровнях расходов бюджетных средств показывает, что имеет место нецелевой характер использования бюджетных средств, но мер ответственности к должностным лицам в Уголовном кодексе РФ не предусмотрено.

До настоящего времени на федеральном уровне не определены основные права и обязанности контрольно-счетных органов субъектов РФ. Несовершенство федерального законодательства в области местного самоуправления позволяет местным администрациям препятствовать проведению органами финансового контроля субъектов РФ контрольных мероприятий. Практически в ходе каждого контрольного мероприятия, проводимого Счетной палатой РФ, устанавливаются факты нецелевого использования бюджетных средств. В 2002 г. было проведено около 50 тыс. проверок и выявлено нарушений на сумму около 80 млрд руб. Необходимо также совершенствовать общероссийскую нормативно-методологическую базу финансово-бюджетного контроля. В настоящее время этим усиленно занимается Счетная палата РФ, создавая методические указания для проведения контрольных мероприятий. Поскольку бюджетная система нашей страны объединяет бюджеты всех уровней власти, постольку это означает единство правовой базы, единый порядок бюджетного финансирования, ведения бухгалтерского учета доходов и расходов бюджета, единство санкций за нарушения бюджетного законодательства.

На рис. 7.3 представлена схема совершенствования финансового контроля на стадии предварительного и текущего контроля.

Рис. 7.3. Предложения по совершенствованию организации государственного финансового контроля
Определенный порядок за исполнением бюджета внес Бюджетный кодекс РФ. Теперь бюджетное финансирование учреждений социальной сферы будет осуществляться только на основе смет доходов и расходов. Смета — документ, обязательный для исполнения. Принципиально важное положение Бюджетного кодекса РФ — в том, что помощь из бюджета обусловливается предварительной проверкой финансового состояния юридических и физических лиц, претендующих на такую помощь. Имеются наработки и пожелания по усовершенствованию контроля за бюджентыми средствами.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я