Элементы финансовой отчетности
Для того чтобы отчетная информация была полезной, она должна включать определенный набор показателей. Эти показатели отражают укрупненную группировку статей бухгалтерского учета и называются элементами финансовой отчетности. Основными элементами выступают активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы, прибыль и убытки.Три первых элемента характеризуют средства предприятия и источники финансирования этих средств на определенную дату. Остальные отражают операции и события хозяйственной жизни, которые повлияли на финансовое положение предприятия в течение определенного периода и обусловили изменения в первых трех элементах. Все эти элементы отражаются в соответствующих формах финансовой отчетности.
В различных странах существует различный перечень форм отчетности, которые должны представлять предприятия. Основными формами считаются баланс и отчет о прибыли. Кроме того, в зависимости от законодательства предприятия различных стран представляют отчет о накопленной (нераспределенной) прибыли, движении собственного капитала, об изменениях в финансовом положении, о движении денежных средств, различного рода примечания и дополнения к финансовой отчетности.
Каждая единица информации включается в соответствующий элемент отчетности, исходя из того, что регистрация этой информации производилась в соответствии с определенными концептуальными принципами бухгалтерского учета и существующими некоторыми ограничениями на опубликование данных о деятельности компании. К концептуальным принципам относятся следующие:
1) принцип двойной записи {double entry);
2) принцип единицы учета (accounting entry). Принцип означает, что хозяйственная единица, которая идентифицируется в отчетности, отделяется от его собственников или других единиц. Единица учета —
это каждое отдельное предприятие, в отношении которого ведется бухгалтерский учет и составляется отчетность. Этот принцип предполагает также различное толкование учета и юридического лица.
Вместе с тем все страны можно разделить на две группы с точки зрения юридического подхода:
1) Аргентина, Франция, Германия, Дания считают, что все основные принципы учета и отчетности определены законом. Этот принцип можно определить так: разрешено делать то, что разрешено законом (определение юридическое);
2) США, Великобритания, Нидерланды считают, что система уче
та строится по принципу; можно все, что не запрещено законом (определение бухгалтерское).
Какова же суть стандартов финансовой отчетности, которые позволяют принимать деловые решения пользователям? Можно выделить целый ряд принципиальных основ учета и отчетности, которые обеспечивают выполнение функций финансовой отчетности — капитальной информационной базы.
В целом можно выделить два основных механизма, которые обеспечивают связь предприятия и рынка через финансовую отчетность: стандарты финансового учета и отчетности и аудиторская проверка.
Стандарты финансового учета и отчетности — это определение правила ведения финансового учета и отчетности и составление отчетности с целью отражения эффективности финансовых решений, принятых за отчетный период соответствующей компаний, которые отражаются в ее финансовом положении и положении на рынке ценных бумаг. Стандарты служат определенного рода юридически закрепленным консенсусом различных заинтересованных субъектов рыночной экономики и разрабатываются, исходя из накопленного опыта, практической необходимости, результатов научных исследований, здравого смысла, традиций и других подобных факторов. Вопрос стандартов учета и отчетности особенно актуален для России, поскольку в настоящее время в стране реализуется Государственная программа перехода на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.
Однако международная практика неоднородна. Прежде всего, различают национальные стандарты и международные стандарты.
Национальные стандарты учета и отчетности разрабатываются отдельными странами. В разных странах эти стандарты называются по-разному. Кроме того, их разработкой занимаются различные органы.
В одних странах это преимущественно прерогатива государственных органов, в других — профессиональных организаций.
Так, в США стандарты называются «Общепринятые принципы бухгалтерского учета (General accented accounting principles). Их разработкой занимаются такие организации, как Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров-аудиторов (American institute public accountants), Совет по разработке стандартов финансового учета (Financial accounting standards board — FASB), Государственный совет по разработке стандартов учета (Governmental accounting standards commission — SEC), Американская бухгалтерская ассоциация (American accounting association), Институт финансовых директоров (Financial association of accountants — NAA) и др. Наиболее авторитетная организация, делающая официальные сообщения о стандартах, — Совет по разработке стандартов финансового учета.
В Великобритании эти стандарты называются «Документами о стандартных принципах учета». В Великобритании также целый ряд организаций оказывает влияние на разработку стандартов, окончательное решение по которым принимает Консультационный комитет бухгалтерских организаций (Consultative committee of accountancy bodies — ССАВ). В подчинении Комитета находится Комитет по аудиту (Auditing practices committee), который разрабатывает стандарты аудита и инструкции к ним, а также Комитет по стандарт учета (Accounting standards committee), который разрабатывает документы о стандартных принципах учета (Statements of standards accounting practices — SSAP).
Во Франции разработка стандартов определяется такими организациями, как Национальный совет по бухгалтерскому учету (Conceal national le la computability), Комиссия по операциям с ценными бумагами (Commission des operation de bourse), Организация экспертов бухгалтерского учета и квалифицированных бухгалтеров (Order des expert -~ Сотр tables et des comp tables agrees — OECCA) при Министерстве юстиции и Национальный институт аудиторов (Companies national des commissaries aux competes ~ CNCC) при Министерстве экономики и финансов.
В Японии развитие стандартов учета хотя и происходит под сильным влиянием государственного аппарата, однако имеет много общего с системой учета и отчетности США. Основными организациями,определяющими развитие учета в Японии, выступают органы по вопросам бухгалтерского учета при Министерстве финансов Японии, Бюро по ценным бумагам Министерства финансов, Министерство юстиции, институт дипломированных общественных бухгалтеров-аудиторов.
В условиях рыночных отношений расширился круг пользователей финансовой информацией, значительно возросла ее ценность. Определение реального финансового положения коммерческого предприятия — это сложный и трудоемкий процесс, требующий рассмотрения множества факторов, группировок сопоставлений и сравнении финансовых показателей. Оценка финансового положения предприятия строится на детальном изучении данных отчетности. От того, как будет представлена и оценена финансовая информация, зависит успех.
В настоящее время во многих структурах коммерческих, банковских, исполнительной власти активно создаются и эксплуатируются различные информационные базы. В этой связи важно, чтобы она представлялась по унифицированным формам и с использованием единого стандарта.
Для финансового менеджера финансовые коэффициенты имеют особое значение, поскольку служат базой для оценки деятельности фирмы внешними пользователями отчетности: акционерами, кредиторами. Во многих странах существуют специальные издания, которые занимаются публикацией финансовых коэффициентов.
Так, в США публикуются 10—15 показателей, в Японии — в общем экономическом ежегоднике 12, а по Министерству торговли и промышленности — 80. Кроме того, что публикуются значения коэффициентов, известно, что коэффициенты должны находиться в определенных пределах.
, В России в качестве источников информационных материалов используются данные ежеквартального журнала «Статистическое обозрение», который выпускает Федеральная служба государственной статистики. В нем приводятся данные по объемам и структуре ВВП, уровню жизни населения, отраслям промышленности, сельского хозяйства, строительства, финансам, инвестициям и др. Кроме того, выпускаются статистические сборники «Россия в цифрах» за каждый год на русском и английском языках.
. Институтом экономического анализа выпускаются тематические обзоры по финансовому состоянию России за определенные периоды развития.
Кроме того, существует более 20 профессиональных журналов, которые содержат сведения о рынке ценных бумаг, банковской системе,о денежном обращении, инвестиционной деятельности, работе фондового рынка и др. К журналам систематически прилагаются специальные обозрения.
Читайте также: