Планирование денежных потоков
Основу механизма управления денежными потоками предприятия составляет их планирование. Планирование денежных потоков пред приятия составляет неотъемлемую часть его внутрифирменного фи нансового планирования и базируется на использовании трех основ ных систем:1) прогнозирование целевых параметров развития денежных по
токов;
2) текущее планирование денежных потоков;
3) оперативное планирование денежных потоков.
Все системы планирования находятся во взаимосвязи и реализу ются в определенной последовательности.
Прогнозирование целевых параметров развития денежных потоков осуществляется для установления минимального уровня рентабельно сти операционной деятельности предприятия:
1) уровня затрат на продукцию;
2) минимального уровня текущей платежеспособности.
Текущее планирование заключается в разработке конкретных ви дов текущих финансовых планов на предстоящий период.
Наиболее полно отражает состав активов и пассивов балансовый план. Показа тели балансового плана позволяют вместе с другими видами планов определить конечные результаты формирования денежных потоков предприятия.
Оперативное планирование заключается в разработке комплек са краткосрочных плановых задач. Главная форма такого планиро вания — бюджет.
Прогноз денежного потока сводится к построению бюджетов де нежных средств в планируемом периоде; объемов реализации, доли выручки за наличный расчет, прогноз дебиторской и кредиторской задолженности. Прогноз осуществляется на определенный период: год, квартал, месяц.
В любом случае методика прогноза строится в следующей последо вательности: прогноз денежных средств по периодам, отток денежных средств по периодам, расчет чистого денежного потока по периодам, определение совокупной потребности в краткосрочном финансиро вании в подпериодах.
Для расчета возможных денежных поступлений важно знать, как оп лачивается реализация товара: за наличный расчет, в кредит; для опла ты счетов требуется время, и можно рассчитать, какая часть выручки за реализованную продукцию поступит в том или ином периоде.Отток денежных средств связан с погашением кредиторской задол женности, выплатой заработной платы, административными и дру гими постоянными расходами, налоговыми платежами, выплатой дивидендов, а также сопоставлением притока и оттока и выявлением недостатка денежных средств или их излишка.
Бюджет денежных средств разрабатывается на основе будущих на личных поступлений и выплат предприятия за различные промежут ки времени. Имея эту информацию, финансовый директор может лучше определить будущие потребности в денежных средствах, спла нировать их для финансирования и осуществить контроль.
Бюджет денежных средств можно составить на любой период, и чем они менее предсказуемы, тем период должен быть короче.
При прогнозировании объема продаж используется как внутрен няя, так и внешняя информация по отделу маркетинга.
Следующие прогноз и расчет связаны с определением объема де нежных поступлений: наличного, в кредит.
Денежные поступления могут увеличиваться за счет реализации основных фондов, товарно-материальных ценностей, получения процентов и дивидендов.
Следующий шаг — прогноз наличных выплат. Издержки производ ства должны быть нацелены либо на реализацию, либо держаться на относительно постоянном уровне, при этом варианте производствен ные запасы ниже.
После следуют выплаты дивидендов, пени, краткосрочных креди тов. Такая информация позволяет определить источники денежных по ступлений: собственные и заемные, а при наличии избытка денежных средств — отток на рынок ценных бумаг.
Основная цель планирования доходов и затрат — установление сум мы притока денежных средств в планируемом периоде.
Основная форма планирования доходов и затрат предприятия — их бюджетирование. Для составления бюджета используется целый ряд экономических показателей. Основой разработки плановых бюджетов служат расчеты доходной и расходной частей. Расходная часть бюдже та включает оттоки производственных расходов, погашение кредитор ской задолженности, уплату налогов и другие расходы.
Основные пла нируемые показатели и суммы по составу производственных затрат включаются в разрабатываемый текущий план доходов и расходов Ъюджета по основной деятельности.
Например, полиграфическая компания выпускает и реализует рож дественские и новогодние открытки. Практика показывает, что 20 % реализуется и оплачивается в течение месяца, 70 % поступлений идет от продаж прошлого месяца, а 10 % — от продаж в течение трех месяцев. Объем поставки бумаги, краски осуществляется в размере 70 % от продаж следующего месяца. Оплата происходит с интервалом в месяц.
В табл. 2.3 представлен прогнозируемый бюджет денежных потоков.
Прогнозируемый бюджет денежных потоков, тыс. руб.
Таблица 2.3
Читайте также:
Страницы: 1 2