Понятие качества и значение его повышения
Жизненный цикл более наглядно просматривается в динамике конкретного типа продукции и может видоизменяться в зависимости от специфики продукции, степени ее использования или привлекательности, периодического возвращения моды на нее и иных факторов.Жизненный цикл состоит из четырех этапов. На первом этапе происходит внедрение продукции на рынок. Второй этап — это этап роста: расширяется сбыт, увеличивается прибыль от реализации продукции, растет число потребителей. Третий этап — этап зрелости, на нем происходит замедление и постепенное торможение. Четвертый этап — этап спада — заключается в сокращении объемов продаж и постепенном вытеснении данного товара с рынка новыми товарами.
Различают следующие виды жизненных циклов товаров:
1) традиционный (постепенный рост и падение спроса);
2) бум (мода — быстрый рост спроса и сохранение его на высоком уровне достаточно длительное время);
3) увлечение (быстрый рост и падение спроса);
4) сезонность (ритмичность сохранения спроса на высоком уровне по временам года).
Качество продукции определяется широким спектром свойств.
Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения.
Показатели экономного использования сырья, материалов, топлива и энергии характеризуют свойства изделия, отражающие его техническое совершенство по уровню или степени потребляемого им сырья, материалов, топлива и энергии. Примерами показателей такого вида могут служить: удельный расход основных видов сырья; удельная масса изделия; коэффициент использования материальных ресурсов; коэффициент полезного действия и т.п.
Показатели надежности представляют собой более широкую группу. Надежность — это свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортировки.
Эргономические показатели характеризуют удобство и комфорт потребления или эксплуатации изделия на этапах функционального процесса в системе -«человек—изделие—среда пользования». Номенклатура эргономических показателей качества распространяется на промышленные изделия, в которые входят: оборудование для интерьера и рабочих мест, пульты управления и контроля, мнемосхемы, приборы и сигнализаторы, циферблаты и указатели приборов, мебель производственная и бытовая и т.п.
Эстетические показатели характеризуют эстетические свойства продукции, а именно: информационную выразительность; рациональность формы; целостность композиции; совершенство производственного исполнения.
За эталонный критерий эстетической оценки принимается ряд изделий аналогичного класса и назначения, составленный экспертами на основе базовых образцов.
Примерами эстетических показателей являются: гармоничность, оригинальность, стилевое единство; функционально-конструктивная приспособленность и целесообразность; организованность структуры, пластичность; тщательность покрытия и отделки поверхности, четкость исполнения знаков, указателей, упаковки и т.д.
Эстетичность — комплексное свойство, оказывающее влияние на чувственное восприятие человеком всего изделия в целом с точки зрения его внешнего вида. Менее эстетичное изделие утомляет человека, отвлекает его внимание от процесса труда, угнетает психику. В результате ухудшается использование изделия во времени, повышается брак в работе, снижается его продуктивность. Эстетичность обусловливается рядом простых свойств, таких, как форма, гармония, композиция, стиль и т.д.
Показатели технологичности характеризуют состав и структуру или конструкцию продукции, определяют ее приспособленность к достижению* оптимальных затрат при производстве, эксплуатации и восстановлении для заданных значений показателей качества продукции, объема ее выпуска и условий выполнения работ. Примеры показателей технологичности.
Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность изделия к транспортировке и способность сохранять при этом свойства неизменными. Например:
а) средняя продолжительность подготовки продукции к транспортированию;
б) средняя продолжительность установки продукции на средство транспортирования;
в) средняя трудоемкость подготовки продукции к транспортированию;
г) коэффициент использования объема средства транспортирования;
д) средняя продолжительность разгрузки партии и др.
Наиболее полно показатели данной группы оцениваются стоимостными показателями.
Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции. Например, содержание вредных примесей в продукте.
Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека при эксплуатации или потреблении продукции. Это такие показатели:
— время срабатывания защитных устройств, шумы, вибрации, излучения;
— время и срок хранения продукта.
Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции, являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать наличие в изделиях новых технических решений, а также решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.
Все рассмотренные показатели качества продукции ранжируют по степени важности в такой последовательности:
1) назначение;
2) надежность;
3) экологичность;
4) эргономичность;
5) технологичность;
6) эстетичность;
7) стандартизация и унификация;
8) патентно-правовые показатели.
Читайте также:
Страницы: 1 2