Понятие управление качеством. Требования и процедуры сиситемы управления качеством
Управление качеством продукции объединяет все этапы жизненного цикла продукции — от изучения рынка до конечного удовлетворения требований потребителя: маркетинг, поиск и изучение рынка; разработку технических требований, разработку продукции; материально-техническое снабжение; подготовку и разработку производственных процессов, производство; контроль, проведение испытаний и обследований; упаковку и хранение; реализацию продукции; монтаж и эксплуатацию; техническую помощь и обслуживание; утилизацию после использования.Процесс управления качеством продукции состоит из следующих операций:
1) разработка программы управления, планирования, повышения качества продукции;
2) сбор и анализ информации о состоянии любого объекта, влияющего на качество;
3) выработка управленческих решений по управлению качеством и подготовка воздействий на объект;
4) выдача управленческих воздействий;
5) анализ информации об изменениях в качестве объекта, которые вызваны управленческими воздействиями.
Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством, которая включает требования к системам:
а) контроля и испытаний продукции, сертификации надежности;
6) организации производства;
в) управления качеством от проектирования до эксплуатации.
Важным элементом в управлении качеством продукции является стандартизация, главной задачей которой является создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции.
Нормативные требования к качеству продукции устанавливаются государственным стандартом и техническими условиями, необходимыми для производства и выпуска продукции.
Стандарт — это нормативно-технический документ, устанавливающий основные требования к качеству продукции, правила ее разработки, производства и применения.
Технические условия — это нормативно-технический документ, устанавливающий дополнительные требования к государственным стандартам, а при их отсутствии — самостоятельные требования к качественным показателям продукции, выпускаемой предприятием, а также приравниваемые к этому документу техническое описание, рецептура, образец-эталон. Требования, предусмотренные техническими условиями, не могут быть ниже, чем в государственных стандартах.
Нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории: государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), отраслевые стандарты (ОС), технические условия (ТУ), стандарты предприятий (СТП).
В нашей стране внедрены три государственных стандарта: ГОСТ 40.9001-88, ГОСТ 40.9002-88, ГОСТ 40.9003-88. Во всех трех стандартах сформулированы требования к системам качества.
Основные принципы управления качеством можно обобщить следующими положениями.
1. Работа, направленная на повышение качества, должна выступать обязательной составной частью стратегии предприятия. Процесс повышения качества осуществляется на основе конкретных программ. В частности, каждым предприятием могут быть разработаны свои критерии оценки эффективности работы в области качества, которые нашли бы выражение в следующих показателях: количество дефектов на один миллион поступающих деталей; количество дефектов на 100 готовых изделий (для потребителей); процент оборудования, установленного без дефектов.
2. В управлении качеством главное не контроль, а бездефектная работа. Высокое качество продукции, как показывает опыт, обеспечивается, главным образом, путем налаживания бездефектного производства, а не через контроль уже готовой продукции. Предполагается, что все возможные дефекты устраняются на промежуточных стадиях изготовления продукта, а не в готовом изделии. Использование такой системы позволяет ликвидировать возможные потери времени и материалов, резко сократить расходы на аппарат управления, обнаруживать дефекты в ходе производства и устранять их сразу же на месте, обеспечить работу всех подразделений при минимальных затратах.
3. Поставщики должны быть партнерами.
4. Необходимо создание системы информации о качестве продукции.
5. Необходимо создание системы управления по качеству.
Продукция, к которой государственными стандартами предъявляются требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей и охране окружающей среды, подлежит обязательной сертификации.
Под сертификацией понимается действие, проводимое с целью подтверждения с необходимой достоверностью соответствия продукции конкретным стандартам или техническим условиям и выдачи соответствующего документа (сертификата соответствия).
Определение понятия «сертификация продукции» было разработано специальным комитетом по вопросам сертификации продукции Международной организации по стандартизации (ИСО).
Цели осуществления стандартизации:
— создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
— содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
— защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
— контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
— подтверждение показателей качества продукции, заявляемых изготовителем.
Сертификация основана на проведении испытаний и оценке условий производства сертифицируемой продукции, контроле выполнения этих процедур и надзоре за качеством продукции со стороны независимого органа.
Сертификация основывается на следующих принципах:
— государственности — обеспечении государственных интересов при оценке безопасности продукции и достоверности информации о ее качестве;
— добровольности — использовании изготовителем в целях рекламы своей продукции;
— объективности — независимости от изготовителя и потребителя;
— достоверности — использовании профессиональной испытательной базы;
— исключения дискриминации в сертификации продукции отечественных и зарубежных изготовителей;
— права изготовителя на выбор органа по сертификации и испытательной лаборатории;
—ответственности участников сертификации продукции;
— открытости информации о положительных результатах сертификации или о прекращении действия сертификата;
— разнообразия форм и методов проведения сертификации продукции с учетом ее специфики, характера производства и потребления.
Под объектом, подлежащим сертификации, понимается такая продукция (услуга), к свойствам и состоянию которой предъявляются или должны предъявляться конкретные требования, а их выполнение подлежит доказательному подтверждению.
К объектам сертификации относятся: продукция (сырье, материалы, топливо, энергия; комплектующие и готовые изделия, являющиеся продукцией производственно-технического назначения и (или) товаром народного потребления); все виды услуг населению; процессы производства, использования (применения или потребления), хранения, транспортирования, ремонта и утилизации; сложные технические и организационно-технические объекты, рассматриваемые как системы (производственные процессы и сооружения, системы качества).
При положительных результатах сертификационных исследований изделия должны иметь подтверждающее доказательство: клеймо, специальный знак, этикетку, сопроводительный документ, сертификат. В зависимости от статуса и целей системы сертификации могут быть обязательными и добровольными.
Под объектом, подлежащим обязательной сертификации в соответствии с действующим законодательством, понимается такая продукция (услуга), которая является продуктом и на которую распространяется действующий или должен быть разработан государственный стандарт. Стандарт должен содержать, по меньшей мере, обязательное требование, выполнение которого подлежит подтверждению путем сертификации на основании закона Российской Федерации.
К обязательным требованиям государственных стандартов относятся требования:
— обеспечения безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества потребителей и для окружающей среды;
— совместимости и взаимозаменяемости продукции;
— другие, отнесенные к обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации или нормативными актами, утвержденными соответствующими уполномоченными органами.
Читайте также:
Страницы: 1 2