Этапы разработки производственной программы
Формирование производственной программы состоит из пяти этапов.Этап 1. Вся продукция ранжируется с учетом интересов предприятия и возможностей ее сбыта. Для этого на основе экспертных оценок специалистов разрабатывается ранговая таблица.
Этап 2. Оцениваются параметры (показатели), которые зависят от назначения продукции и конъюнктуры, например, вид, надежность в работе, экономичность, безопасность, эффективность, соответствие моде, дизайн.
Величина параметров заносится в таблицу в той последовательности, по которой оценивает рынок.
Получивший оценку определенный показатель качества продукции принимается за эталон, которому присваивается величина, равная единице. Эксперты оценивают качество выпущенной продукции и выставляют соответствующую оценку.
Этап 3. Определяется степень спроса продукции на рынке. Существует четыре степени спроса: неограниченный, ограниченный, эпизодический, нулевой.
Этап 4, Продукция оценивается по степени конкурентоспособности.
Этап 5. Изучают факторы, влияющие на конкурентоспособность, и сопоставляют их с параметрами факторов главных конкурентов.
Правильное определение ассортимента продукции, пользующегося спросом, обеспечивает устойчивое положение предприятия-производителя на рынке.
Формирование производственной программы начинается с использования данных перспективного плана выпуска продукции, с учетом «портфеля заказов», изучения конъюнктуры рынка и сбыта продукции.
Производственная программа предприятия формируется с учетом объема запаса продукции на товарном складе и остатка продукции на стадии комплектования заказов, упаковки и подготовки к отправке потребителям. Объем запаса продукции на складе зависит от влияния следующих факторов: нестабильности или колебаний рыночного спроса; обеспечения гарантийного послепродажного обслуживания запасных узлов, деталей, частей, выходящих из строя, замены бракованных образцов для удовлетворения неожиданного увеличившегося рыночного спроса.
При формировании производственной программы применяются натуральные, условно-натуральные, трудовые и стоимостные величины (показатели).
Управление производственной программой предприятия включает:
— формирование производственной программы;
— распределение производственной программы выпуска изделий по плановым периодам года между цехами;
— расчеты календарно-плановых нормативов движения производства;
— формирование номенклатурно-календарных планов выпуска изделий по основным цехам; формирование производственной программы в цехах с распределением по участкам, бригадам.
Формирование производственной программы цеха начинается с основного выпуска продукции, изделий по договорным обязательствам и согласованным ценам и затем — дополнительного выпуска по договорным ценам с другими предприятиями. Основной выпуск продукции, т.е. по договорным обязательствам, контролирует планово-диспетчерский отдел предприятия, а дополнительный выпуск — диспетчер цеха.
Сформированная производственная программа предприятия распределяется по цехам один раз в год. Однако в процессе ее реализации возможны различного рода корректировки в связи с изменениями номенклатуры, количества, объемов работ.
Каждое предприятие в процессе производства использует множество разнообразных по своему назначению средств труда. Их количество характеризуется производственной мощностью.
Читайте также: