Методы производства менеджмента

Реализация основных функций производственного менеджмента осуществляется с помощью определенных методов, т.е. способов приведения этих функций в исполнение. Практики выделили четыре основные группы таких методов: организационные, административные, экономические и социально-психологические, но существуют также и другие методы (балансовые, бюджетные, сетевые и т.д.).

Остановимся более подробно на основных группах методов реализации функций производственного менеджмента.

1. Организационные методы. Прежде чем какая-то деятельность будет осуществляться, она должна быть правильно организована: нацелена, спроектирована, урегулирована, нормирована, снабжена необходимыми инструкциями и правилами, регламентирующими поведение трудового коллектива в различных ситуациях. Именно организационные методы управления создают необходимые условия для функционирования предприятия. Они являются регламентированными (пассивными), составляя необходимый фундамент для трех остальных групп методов, которые по отношению к применяемому методу являются активными.

Все организационные методы можно разделить на следующие группы:

— организационно-регламентирующие, к которым относят правовые и нормативные методы. Это, например: размещение подразделений и рабочих мест, оснащение рабочих мест, подбор и расстановка кадров в соответствии с их квалификацией, обеспечение техническими средствами;

— организационно-распределительные, к которым относят подготовку и принятие решений в виде приказов и распоряжений, контроль исполнения принятых решений.

2. Административные методы, или методы властной мотивации, сводятся к открытому принуждению людей заниматься тем или иным видом деятельности либо к созданию возможности подобного принуждения. Примером таких методов могут служить армия и другие
подобные ей структуры.

Методы из данной группы применяются, если невозможны отклонения от однозначных способов решения конкретных задач. То есть речь идет о выполнении безвариантных заданий: они не допускают самостоятельности исполнителя, а вся ответственность лежит на руководителе, который отдает распоряжения.

Основанием для применения методов данной группы являются: законодательные акты страны и региона; нормативно-директивные и методические документы, разработанные предприятием; планы, программы, задания; система оперативного руководства высших органов управления предприятия.

3. Экономические методы. Методы данной группы позволяют исполнителю проявлять инициативу на основе материальной заинтересованности и нести ответственность за принимаемые решения. Они предполагают косвенное воздействие на объект. Руководитель устанавливает исполнителю только цели и общую линию поведения, в рамках которой он самостоятельно ищет предпочтительные для него пути. Инициатива, проявляемая работником, выгодна как для предприятия — поставленные руководителем задачи выполняются с использованием креативных средств и чаще всего перевыполняются, так и для работника — предусматривается материальное вознаграждение за проявленную инициативу.

Группа экономических методов подразделяется на методы, которые регулируются на разных уровнях:

— федеральными и региональными органами: налоговая система страны, региона; кредитно-финансовый механизм страны, региона;

— предприятием: экономические нормативы, система материального поощрения персонала, система ответственности за качество и эффективность работы.

4. Социально-психологические методы. Эта группа методов применяется при непосредственном управлении в тех случаях, когда экономические методы демонстрируют свою ограниченность, особенно при управлении деятельностью лиц интеллектуальных профессий, для которых не только деньги являются стимулом к работе. Существуют два основных направления, в которых применяются социально-психологические методы:

— формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, активизация изобретательской и рационализаторской деятельности, социальное обслуживание (организация отдыха, питания, здравоохранение, жилищное строительство и т.п.) — все это способствует большей отдаче при выполнении работы за счет повышения настроения людей;

— выявление и развитие индивидуальных способностей каждого работника, позволяющих обеспечить максимальную самореализацию личности в производственном процессе.


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я