Финансовый контроль в системе планирования

Функции контроля тесно связаны с распределением созданного продукта и формированием фондов денежных средств.
Контрольная функция — это контроль рублем в процессе денежных отношений.

Главное назначение контроля состоит в том, чтобы способствовать наиболее рациональному использованию денежных средств с целью повышения эффективности производства товаров, оказываемых услуг.

Финансовый контроль должен действовать на всех стадиях кругооборота средств: финансирования, кредитования, взаимоотношения с бюджетом, при выполнении договоров поставок, при расчетах прибыли, рентабельности и т.д.

Особенность контроля рублем заключается в том, что он происходит непрерывно в процессе поступления и расходования средств, а также дополняется специальными проверками и обследованиями.

Объект контрольной функции — финансовые показатели деятельности предприятия, организации. Снижение показателей фондоотдачи, ликвидности, рентабельности свидетельствуют о неблагосостоянии предприятия.

Финансовый контроль производится особыми органами. Он имеет следующие виды:

1) общегосударственный;
2) ведомственный;
3) внутрихозяйственный;
4) общественный;
5) независимый (аудиторский).

Нет ни одной экономически развитой страны, которая не имеет государственных контрольных органов в финансовой сфере. К общим выработанным мировой практикой принципам финансового контроля относятся: законность, объективность, независимость, гласность.

В современной России необходимость усиления контроля государства в финансовой сфере определяется недостаточным уровнем финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины, многочисленными факторами нецелевого использования средств федерального бюджета.

Институт финансового контроля представляет собой часть общей структуры контрольных органов государства и выступает как важнейший составной элемент финансового механизма, сущность которого отражена в его задачах и функциях. В число задач финансового контроля входят: обеспечение правильности составления и исполнения бюджета, соблюдение налогового и бюджетного законодательства; улучшение бюджетной и налоговой дисциплины; контроль за формированием
и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов.

К функциям финансового контроля относится контроль:
1) за расходованием средств федерального бюджета;
2) за использованием государственной и муниципальной собственности;
3) за проведением приватизации;
4) за предоставлением льгот по налогообложению.

Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов, происходящее как в фондовой, так и не в фондовой формах. Поскольку финансы обслуживают все общественное производство, они и выступают универсальным орудием со стороны государства за рациональным распределением совокупного общественного продукта.

Контрольная функция действует не изолированно, а в единстве с распределительной.

Поскольку «сигналы», посылаемые контрольной функцией финансов, получают свое выражение через количественные параметры соответствующих финансовых показателей, объектом контроля являются последние. Контроль рублем — это контроль реального денежного оборота: при финансировании и кредитовании; осуществлении безналичных расчетов; уплате налогов, заработной платы и т.д.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти и управления: Федеральное Собрание РФ и его две палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Федеральное Собрание РФ образует Счетную палату. Счетная палата осуществляет контроль за своевременным и полным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и иных финансово-кредитных учреждений РФ.

Задача контроля за поступлением, целевым и экономическим использованием государственных средств возложена на органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ. Главные задачи Казначейства — органлзация за исполнением бюджета и контроль за ним.

Казначейство занимается также сбором, обработкой и анализом информации о состоянии государственных финансов, предоставляет высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти отчетность о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы.
Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышения роли государства в системе управления экономикой.

В настоящее время можно назвать следующие недостатки существующей системы финансового контроля:
1) возможность использования средств федерального бюджета,
бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов не по целевому
назначению;
2) разобщенность действий контрольных органов, отсутствие единого плана контрольных мероприятий;
3) отсутствие теоретически проработанной концепции общегосударственного финансового контроля.
Различаются такие формы финансового контроля, как предварительная, текущая, последующая.

Предварительный контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, смет, создания фондов денежных средств, инвестиций программ и т.д. Его цель — предупредить нарушения законов, поставить заслоны неэффективному использованию, снизить риски при финансовых операциях.

Текущий контроль проводится в процессе текущей финансово-хозяйственной деятельности при открытии кредитов, организации расчетов, использовании кассовых операций, начислении налоговых платежей.

Последующий контроль проводится после завершения отчетного периода (квартала, года). Его цель — проверка выполнения заложенной эффективности, целесообразности, правильности оформления и т.д.

По методике контроля различают проверки, обследования, анализ и ревизии.

Проверки касаются достаточно специфичных и конкретных вопросов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Чаще всего это связывается с расчетами и выплатой заработной платы персоналу, обоснованием и размерами премиальных выплат, проверкой расчета и уплаты отдельных налогов, правильностью выплаты командировочных расходов и др.

Обследования охватывают более широкие сферы деятельности фирмы или учреждения. Например, обследуются: материалы по обоснованности штатного расписания, списочному и явочному составу сотрудников; состояния учета и контроля за выплатой по фонду социального страхования; своевременность и точность выплат страховых сумм по пенсионному страхованию.

Анализ экономических показателей осуществляется на всех этапах финансового контроля. Именно аналитические данные позволяют судить о доходах и расходах предприятия, отрасли, территории. Методика анализа бюджетных подразделений во многом зависит отстоящих перед ним задач и определяется его предметом и содержанием.

Важнейшие требования, предъявляемые к анализу финансовых показателей при проведении контрольно-аналитической работы на любом уровне бюджетной системы страны, — это комплексность, действенность, оперативность, конкретность.

Анализ, основанный на изучении широкого круга показателей, позволяет выявить факторы, оказывающие влияние на эффективность управления финансовыми ресурсами, как по конкретному объекту контроля, так и в целом по субъектам РФ.

Ревизии — комплексные и обширные мероприятия, охватывающие всю финансово-хозяйственную деятельность за обширный период. Современная ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности роста дебиторской задолженности и эффективности, совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций.

Самое же парадоксальное состоит в том, что понятие ревизии ни в каком правовом документе не определено. Однако и ревизии, и проверки проводятся и широко используются органами финансового контроля. За последние годы численность аппаратов контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РФ увеличилась на 70 %.

Ревизоры сравнивают свою работу с работой сапера: нельзя ошибаться, так как это опасно. Особенно серьезны ревизии по указанию правоохранительных органов, которые производятся с вооруженной охраной и изъятием документов.

Контрольно-ревизорская работа в новых условиях хозяйствования нуждается в существенной реорганизации, надежных ревизорах с большими правами. Видимо, требуется специальный орган государственного контрольно-ревизионного управления (службы).

Ревизоров в настоящее время не хватает. При опасной и трудной работе оплата их труда низкая, льгот нет. Ревизоры Министерства финансов РФ пользуются Инструкцией о порядке проведения ревизий и проверок, утвержденной Министерством финансов СССР в 1975 г. Инструкция устарела, но новой нет.

Также регулирует отношения Указ Президента РФ от 25 июня 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации». Если смотреть с позиции государственных интересов всего российского общества, то главная задача финансового контроля — обеспечение грамотного составления и безусловного исполнения госбюджетов.

Главным государственным контролером в использовании бюджета выступает Федеральное казначейство Министерства финансов РФ. Главные задачи Казначейства — получить все положенные доходы и распределить все выделенные расходы, т.е. обеспечить единство кассы.

Наличие в центре информации данных о состоянии и движении бюджетных средств на каждой из фаз предоставляет Министерству финансов РФ широкие возможности для гибкого маневрирования ресурсами и стабильности финансирования.
Аудиторские проверки вошли в систему контроля России и сразу завоевали уважение и спрос. Для предприятий особенно актуальными стали вопросы подтверждения достоверности финансово-бухгалтерской отчетности и ее соответствия действующим нормативным актам. Кроме контрольной проверки, аудиторские фирмы оказывают консультационные услуги по постановке бухгалтерского учета, по оптимизации налогообложения. В результате такой деятельности становится меньше погрешностей, ошибок, недоплаты налоговых платежей.

До сих пор отсутствует четкое разграничение задач и полномочий. Отсутствует координация деятельности контролирующих органов, единая информационная и методологическая база.

Такая структура сложилась многие десятилетия назад в конкретных исторических условиях и заметно отличается от контролирующих структур других государств.

В США контролирующий орган — Главное контрольно-финансовое управление. Оно имеет доступ практически ко всем финансовым документам министерств и ведомств. Второй важнейший контрольный орган — Административно-бюджетное управление, которое входит в состав исполнительного управления Президента США. К числу ключевых функций относятся: выработка рекомендаций Президенту по вопросам финансовой и экономической политики, подготовка проекта бюджета, контроль за исполнением федеральных программ, обзор законодательства и т.д.

Во Франции контролирующие функции возложены на Счетную палату, осуществляющую общий контроль за государственными финансами. Контроль такого же рода осуществляяют в коммунах, департаментах и регионах за местными финансами региональные Счетные палаты. Другими органами государственного контроля во Франции выступают Генеральная инспекция финансов и генеральная инспекция администрации, осуществляющие высший контроль за персоналом, находящимся в подчинении Министерства внутренних дел или под контролем префектов.

В Великобритании функции контролирующего бюджетно-финансового органа, действующего от лица Парламента, выполняет Национальное контрольно-ревизионное управление.

Строго говоря, в России из большого количества контролирующих органов только Счетная палата РФ выполняет функцию государственного финансового контроля, а основная масса контрольных функций носит ведомственный характер.
За годы перестройки Россия лишилась системы действенного финансового контроля. Это подтверждается массой факторов: утечкой средств, пропажей выставленных бюджетных субсидий, невозможностью проконтролировать расходы и т.д.

Закон о финансовом контроле еще не утвержден, но попытка была сделана в первой части Налогового кодекса РФ, например установлен принцип адресности и целевого использования бюджетных средств, восстановлены сметное финансирование, обязательный ведомственный и внутренний контроль. Тем не менее в целях повышения эффективности контрольно-ревизионной работы необходима федеральная целевая программа перспективного развития контрольно-ревизионных органов РФ.

За счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов финансируются расходы социальной сферы: образования, здравоохранения, культуры и искусства, социальной зашиты и др. Свыше 36 % средств консолидированного бюджета направляется на финансирование этих расходов. Очень важно знать насколько эффективно и рационально будут использованы эти средства, поэтому значимость финансового контроля особенно велика на этих уровнях бюджетных расходов. Чтобы суметь решить эти задачи, необходим повседневный, кропотливый эксперт-анализ. Анализ результатов контрольных мероприятий, работ в системе здравоохранения на всех уровнях показал, что из-за неполной занятости мест в больницах и поликлиниках финансирование государства составляет порядка 700 млн. руб. ежегодно. Проведенная Счетной палатой РФ проверка полноты поступления бюджетных и внебюджетных на организацию летнего отдыха детей и молодежи показали, что принятые Правительством РФ планы по улучшению оздоровления детей и молодежи не выполняются, а нормативы на содержание одного учащегося в оздоровительных лагерях не пересматривались 10 лет.

В настоящее время координации действий в области финансово-бюджетного контроля между финансовыми органами и органами финансового контроля субъектов РФ отсутствует. Проверка на всех уровнях расходов бюджетных средств показывает, что имеет место нецелевой характер использования бюджетных средств, но мер ответственности к должностным лицам в Уголовном кодексе РФ не предусмотрено.

До настоящего времени на федеральном уровне не определены основные права и обязанности контрольно-счетных органов субъектов РФ. Несовершенство федерального законодательства в области местного самоуправления позволяет местным администрациям препятствовать проведению органами финансового контроля субъектов РФ контрольных мероприятий.

Практически в ходе каждого контрольного мероприятия, проводимого Счетной палатой РФ, устанавливаются факты нецелевого использования бюджетных средств. В 2002 г. было проведено около 50 тыс. проверок и выявлено нарушений на сумму около 80 млрд. руб. Необходимо также совершенствовать общероссийскую нормативно-методологическую базу финансово-бюджетного контроля. В настоящее время этим усиленно занимается Счетная палата РФ, создавая методические указания для проведения контрольных мероприятий. Поскольку бюджетная система нашей страны объединяет бюджеты всех уровней власти, постольку это означает единство правовой базы, единый порядок бюджетного финансирования, ведения бухгалтерского учета доходов и расходов бюджета, единство санкций за нарушения бюджетного законодательства.

Определенный порядок за исполнением бюджета внес Бюджетный кодекс РФ. Теперь бюджетное финансирование учреждений социальной сферы будет осуществляться только на основе смет доходов и расходов. Смета — документ, обязательный для исполнения. Принципиально важное положение Бюджетного кодекса РФ — в том, что помощь из бюджета обусловливается предварительной проверкой финансового состояния юридических и физических лиц, претендующих на такую помощь. Имеются наработки и пожелания по усовершенствованию контроля за бюджентыми средствами.

Изучение состояния финансового контроля в российских условиях позволяет видеть, что необходимо срочно улучшать систему общегосударственного финансового контроля. Прежде всего должны быть сформулированы единые принципы контроля:
1) стандартизация, сближение систем и механизмов финансового контроля и перехода на международный стандарт учета, отчетности, аудита;
2) независимость контрольных органов;
3) целостность систем и исключение дублирующих функций;
4) введение системы встроенных механизмов, перепроверки, достоверности данных, полученных контрольными органами;
5) прозрачность методов проведения проверки;
6) финансовый контроль должен быть концентрированным и решать одну задачу — предотвращение нарушений законодательства;
7) комплексность действий на всех уровнях системы контроля;
8) выделение решающего звена, т.е. при контрольной работе надо выделять первоочередные и важные мероприятия.

Современные национальные финансово-контрольные системы большинства стран мира претерпевают значительные изменения, связанные с влиянием внешних факторов:
а) усиления процессов глобализации и необходимостью приведения национальных систем бухгалтерского учета и отчетности
в соответствие с международными стандартами;
б) необходимости финансового контроля и мониторинга финансовых потоков;
в) усиления влияния гражданского общества и его вовлеченность
в механизмы контроля за деятельностью правительственных
структур.

В згой связи наиболее целесообразно осуществлять реорганизацию нынешней системы финансового контроля России поэтапно, начиная с более простых, с постепенным наращиванием более масштабных преобразований. Такой подход позволит ослабить противодействие существующей системы органов финансового контроля и ускорить переход на реорганизованную систему контроля. Следует отметить, что эффект от реорганизации бывает лишь в том случае, если известна специфика функционирования таких сложных систем, и тогда можно с минимальными затратами воздействовать на то, что для них характерно.

За последние годы в стране достигнуто сбалансирование бюджета, но до сих пор не получается равномерных получения доходов и осуществления расходов. Это приводит к значительному недобору средств в государственную казну, а значит, и к пробелам в расходовании бюджетных средств.


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я