Текущее финансовое планирование
Финансовое планирование — это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.Следует отметить, что при плановой экономике каждое предприятие на основе контрольных цифр, которые доводились до него вышестоящей организацией, в обязательном порядке рассчитывали тех-промфинплан.
С переходом на рыночные отношения предприятиям никто не устанавливает контрольных цифр и не требует представлять и утверждать финансовые и другие планы. Это привело к тому, что некоторые предприятия стали меньше уделять внимание прогнозам, расчетам и планированию своей деятельности, следствием чего является банкротство.
В настоящее время сами предприятия должны понимать важность и необходимость грамотных расчетов на перспективу своей деятельности по планам: производства продукции, работ, услуг; издержек на выпуск продукции; инвестиций; социального развития коллектива предприятия; по финансовому плану.
Цель финансового планирования — повышение эффективного использования долгосрочных и краткосрочных денежных ресурсов. В процессе планирования разрабатываются мероприятия по повышению доходности капитала, стабильности фирмы, минимизации рисков и т.д.
Качество принимаемых решений в области финансов целиком зависит от качества финансового планирования.
Для того чтобы планирование было качественным и комплексным, следует руководствоваться следующими принципами:
1) непрерывностью планирования;
2) научностью;
3) нацеленностью планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия, на достижение максимальной прибыли;
4) взаимной увязкой и координацией.
В российской практике применяются различные методы планирования.
Балансовый метод — наиболее применяемый на предприятии. Суть его заключается в составлении различных балансов и достижения их сбалансирования, например: баланс доходов и расходов, бухгалтерский баланс, кассовый баланс, баланс рабочей силы и заработной платы и др.
Нормативный метод заключается в том, что при планировании применяется целая система норм и нормативов использования ресурсов предприятия (нормы расходов сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормативы использования машин и оборудования, длительность производственного цикла, нормы запасов товарно-материальных ценностей). Использование этого метода возможно, если на предприятии есть обширная и эффективная нормативная база.
Метод планирования по производственно-экономическим факторам рассчитан на учет влияния внутренних и внешних факторов, изменяющих производственные и финансовые показатели. Расчет ведется от базовых показателей: выручки от реализации, себестоимости продукции и т.д. В планируемом году эти показатели могут меняться в зависимости от заложенных в планирование решений: рост или снижение объема реализации, снижение или увеличение затрат на производство и реализацию продукции, освоение новых видов продукции или услуг, изменение цен и рентабельности производства, влияние инфляции. Учет этих изменений дает достаточно точный прогнозный характер планирования.
В новых экономических условиях планирование полностью зависит от администрации предприятий и организаций, поэтому применяется метод моделирования. В основе большинства разрабатываемых планов лежат методологические подходы прошлых лет. Планирование на многих предприятиях начинается с объема производства, а надо решать, сколько можно реализовать продукции. Появились различные типы классификации финансовых планов: по уровням — стратегический и тактический; по методам планирования — системный и ситуационный подходы (разработка сценариев будущих ситуаций, экспертные оценки, методы математического моделирования и др.); по срокам — на длительный период и год с любой степенью детализации.
Используя термины экономической англоязычной литературы, финансовые планы стали называть бюджетом. Есть определенные отличия в понятиях «план» и «бюджет». Они заключаются в используемых показателях. План включает натуральные и денежные показатели, которые используются по периоду планирования. Бюджет составляется на год.
Если принять за основу трактование этих понятий западного менеджмента, то можно сформулировать следующее. «План» и «программа» соответствуют понятию «стратегический финансовый план», а понятие «бюджет» — «тактический финансовый план».
Назначение бюджетов — ответить на вопросы: как, где, когда необходимо использовать финансовые ресурсы, чтобы обеспечить повышение общей эффективности развития фирмы.
Если применить составление бюджета к российским условиям, то он должен включать: бюджет — финансовый план по конкретным позициям; финансовую отчетность как результат выполнения бюджета; последовательную цепочку действий финансового менеджмента, направленных на интеграцию различных управленческих подходов.
Практика зарубежных фирм показывает, что к финансовому планированию нужно привлекать весь управленческий аппарат и рассчитывать возможные варианты развития: оптимистический, пессимистический и средневзвешенный.
Финансовый план важен не только для потенциальных инвесторов, налоговых служб, банков-кредиторов, но и для внутреннего пользования, поэтому к его составлению следует относиться с особой тщательностью. В финансовом плане отражаются собственные средства, заемные финансовые средства для инвестиционных программ, сюда же включается использование финансовых средств для материального стимулирования персонала и развития социальной сферы.
Вся деятельность предприятия должна рассматриваться в перспективе, в текущей деятельности и оперативной. Исходя их этого, финансовые планы можно разделить на стратегические, текущие, оперативные. Все они находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности.
Под финансовой стратегией предприятия следует понимать формирование системы долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных путей их достижения. Вместе с тем финансовая стратегия сама оказывает существенное влияние на формирование общей стратегии экономического развития предприятия.
Процесс формирования финансовой стратегии предприятия проходит ряд этапов:
1) формирование стратегических целей финансовой деятельности;
2) конкретизация показателей финансовой стратегии;
3) оценка разработанной финансовой стратегии.
Цели финансовой стратегии отдельных компаний могут быть следующие:
■ увеличение собственного капитала;
■ достижение минимального уровня ликвидности активов;
■ достижение оптимального соотношения собственных и заемных
средств;
■ рост прибыли и рентабельности;
■ обновление основных активов и выпуск конкурентоспособной
продукции.
Конкретизация показателей финансовой стратегии предусматривает установление последовательности и сроков достижения отдельных целей и стратегических задач.
Оценка разработанной финансовой стратегии проводится по следующим параметрам: ее согласованности с общей стратегией экономического развития; реализуемости стратегии с учетом прогнозирования конъюнктуры финансового рынка; результативности стратегии. Разработка финансовой стратегии позволяет принимать эффективные управленческие решения, связанные с развитием предприятия.
Текущее планирование финансовой деятельности состоит в разработке системы финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия. Оно позволяет определить тактику предприятия на более короткий период, как правило, на год с разбивкой по кварталам. В отличие от стратегических планов, которые носят всегда прогнозный, вероятностный характер, финансовые планы более конкретны и точны.
Цель формирования тактики — определение сумм инвестиций в оборотные активы и источники их финансирования. Размер оборотных активов зависит от масштабов текущей деятельности: объема производства и/или продажи, и тактики управления предприятием. Поскольку текущие инвестиции требуют соответствующего источника, то финансовый менеджер определяет их структуру с позиций выбранной
им тактики управления предприятием. Краткосрочное финансирование обеспечивается за счет краткосрочности займов и кредитов банков, а также всех видов кредиторской задолженности. За счет этих источников финансируется текущая деятельность.
Управление финансами предприятия предполагает контроль за основными характеристиками баланса: долгосрочными и краткосрочными инвестициями, источниками финансирования — и увязку их с текущей деятельность и перспективами развития предприятия.
В процессе текущего финансового планирования на предприятии разрабатываются различные виды финансовых планов: доходов и расходов, поступления и расходования денежных средств, балансовый, формирования и использования финансовых ресурсов. Степень детализации показателей каждого из видов финансового плана определяется предприятием самостоятельно с учетом специфики его деятельности.
План доходов и расходов по основной деятельности имеет цель — определить суммы чистой прибыли. Показателями этого плана выступают объем производства продукции (товаров, услуг), сумма и уровень доходов от реализации продукции, сумма постоянных издержек, сумма и уровень переменных затрат, ставки и виды налоговых платежей, сумма балансовой и чистой прибыли.
Цель разработки плана поступлений и расходования денежных средств — обеспечение постоянной платежеспособности на всех этапах планового периода. План состоит на всех этапах из двух частей: поступление денежных средств и расходование денежных средств. При планировании необходимо учитывать не только поступление и расходование, но и наличие определенных резервов.
В балансовом плане отражается расчет состава активов и пассивов. Цель разработки этого плана — определение возможности прироста отдельных активов и формирование оптимальной финансовой структуры капитала предприятия, обеспечивающей его финансовую деятельность.
При планировании пассивов оптимизируется соотношение собственных и заемных средств, состав заемных — краткосрочных и долгосрочных — обязательств.
Разработка плана формирования и использования финансовых ресурсов состоит из двух частей: источники формирования финансовых ресурсов и направления использования финансовых ресурсов.
Оперативное планирование финансовой деятельности заключается в разработке оперативных планов. Оперативные планы имеют крат косрочный
период (до года) и служат дополнением к текущим финансовым планам. К ним относятся кассовый план, кредитный план, календарь денежных поступлений.
Кассовый план отражает поступление наличных денег и их использование на выплату заработной платы персоналу, на командировочные, канцелярские и другие расходы.
Кредитный план состоит из сумм планируемых банковских ссуд на предстоящий год и процентов за их пользование, а также из объемов и сроков погашения банковских кредитов.
Календарь поступления денежных средств включает поступление денежных потоков от всех видов деятельности и их использование на предпринимательскую деятельность.
Платежный календарь обеспечивает оперативное отслеживание всех расчетных и платежных обязательств.
Оперативные планы тесно привязаны к текущему планированию и способствуют их конкретизации и уточнению планируемых показателей.
Финансовое планирование ведется в России с 1930-х гг., но с тех пор оно значительно менялось и принимало различные формы. Вначале финансовые планы были частью техпромфинплана предприятия. Финансовое планирование носило подчиненный характер по отношению к планам технического и промышленного характера. Затем появился финансовый план, состоящий из четырех разделов:
I раздел — «Доходы предприятия»»;
II раздел — «Расходы предприятия*;
III раздел — «Бюджетное финансирование»;
IV раздел — «Банковское кредитование».
В начале 1960-х гг. форма финансового плана была изменена и содержала следующие разделы:
I раздел — «Доходные источники предприятия»;
II раздел — «Фонды экономического стимулирования»;
III раздел — «Направления расходования средств»;
IV раздел — «Капитальные вложения предприятия».
В настоящее время форма финансового плана состоит из двух основных разделов. Финансовый план (баланс доходов и расходов) можно рассматривать как задание по отдельным показателям, где обеспечивается их увязка по всем направлениям.
Объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы. Это денежные средства, которые обеспечивают формирование оборотных средств, долгосрочных вложений и фондов специального назначения.
К финансовым ресурсам относятся прибыль и доходы от всех видов предпринимательской деятельности, амортизационный фонд на восстановление основных фондов. По рейтингу использования к финансовым ресурсам приравниваются долгосрочные ссуды банка, прочие доходы и поступления.
В процессе планирования главное внимание уделяется гарантиям выполнения обязательств перед бюджетом и банками, выявлению резервов и использованию ресурсов в целях эффективного использования прибыли и других доходов.
Финансовый менеджер при планировании финансовых показателей руководствуется отчетностью, содержащей информацию о средствах предприятия, их источниках и движении. От этого зависит степень достоверности плана развития, полноты и комплексности.
Финансовый план обеспечивает взаимосвязь финансовых показателей и их использование на развитие предпринимательской деятельности, прирост оборотных средств, создание необходимых фондов денежных средств целенаправленного использования.
Финансовое планирование отражает всю совокупность денежных доходов, которые используются в финансово-хозяйственной деятельности и обеспечивают достижение экономического, социального и потребительского эффектов. Разработка плана по доходам и расходам выступает заключительным этапом текущего финансового планирования. Финансовое планирование позволяет совершенно и в полном объеме исполнять денежные обязательства и платежи, обеспечивать надлежащий оборот потоков финансовых ресурсов и обеспечивать стратегическое развитие предприятия в планируемом периоде.
Бюджетирование — это система краткосрочного планирования, учета и контроля ресурсов и результатов деятельности предприятия.
Процесс бюджетирования должен быть стандартизирован с помощью бюджетных форм, инструкций и процедур. В подготовке бюджетов, составляемых на основе прогноза объема продаж, участвуют разные подразделения компании. При составлении отдельных частей бюджета предприятия можно использовать два подхода:
1) прямой, исходя из конкретных расчетов валовой выручки, затрат на сырье и материалы, дебиторской за должности, готовой продукции и т.п.;
2) косвенный, более упрощенный (на основе сбалансирования доходов и текущих расходов, первоначальных затрат и внешнего финансирования).
Бюджетирование обеспечивает лучшую координацию хозяйственной деятельности, повышение управляемости предприятия, снижает злоупотребления и ошибки в хозяйственной деятельности.
Прежде чем окончательно будет сверстан новый бюджет, идет процесс по представлению отчетных данных по исполнению бюджета.
Анализ фактических данных позволяет определить требующие первоочередного внимания проблемные области хозяйственной деятельности и выявить возможности их координирования по фактическому уровню.
В процессе бюджетирования рассчитывается прогнозное финансовое состояние компании и идет оценка влияния на него различных показателей.
Российская практика перехода к бюджетированию показывает, что большинство руководителей предприятий все еще не владеют философией бюджетирования. Действительно, бюджетирование — трудоемкий процесс, предполагающий участие многих специалистов, объединенных общей целью и идеей развития.
1 Для российского предпринимательства продолжают оставаться актуальными следующие проблемы финансово-хозяйственной деятельности:
1) прогнозирование финансовых результатов хозяйственной деятельности, установление целевых показателей эффективности деятельности и лимитов затрат ресурсов;
2) определение наиболее перспективных бизнес-проектов, а также возможности их финансирования;
3) анализ и оценка эффективности работы различных структурных подразделений, контроль за правильностью решений, принимаемых руководителями структурных единиц.
Эти вопросы нужны для стратегического планирования и бюджетирования, основанных на глубоком анализе своих возможностей, правильно выбранных целей, наличие серьезных финансовых вложений. Внутренние потребности бюджетирования состоят, как уже отмечалось, в полезности систематического анализа бизнеса, а также в формировании программы развития предприятия в таком структурированном виде, который позволяет осуществлять постоянный анализ и принимать на его основе оперативные решения.
Для того чтобы специалисты предприятия овладели основами и тонкостями бюджетного планирования, их надо обучать, приглашать консультантов и аудиторов. Использование бюджетирования в деятельности предприятия — это условие успеха бизнеса.
Читайте также: