Факторинг как метод финансовой стабилизации предприятия

Одна из новых банковских услуг для российского предпринимательства — факторинг. Суть этой услуги заключается в том, что осуществляется выкуп платежных требований у поставщика товаров, работ, услуг. Это разновидность банковского кредита.

В соответствии с принятой в 1988 г. Конвенцией о международном факторинге операция считается факторингом в том случае, если она соответствует как минимум двум из четырех признаков:

1) наличие кредитования;
2) ведение бухгалтерского учета поставщика;
3) инкассирование его задолженности;
4) страхование от кредитного риска.
На современном этапе факторинг развивается в универсальную систему обслуживания поставщика, включающую услуги бухгалтерского, информационного, сбытового, страхового, кредитного, юридического характера.

В условиях неустойчивости рынка, замедления товарно-денежных потоков в тяжелом положении оказываются поставщики. Безусловно, они могут под отгруженные товары получать банковские кредиты, но риск на получения причитающихся сумм остается.

Деятельность факторинговых компаний и факторинговых отделений банков как раз и призвана решать проблемы рисков уплаты платежей полностью и в срок. Фактор времени имеет огромное значение для эффективного использования оборотных средств. Накопление дебиторской и кредиторской задолженностей только усугубляет проблему платежей.

В чем же состоит суть факторинговых операций? Слово «фактор» в переводе с английского означает маклер, посредник, агент. С экономической точки зрения факторинг — это посредническая операция по взысканию денежных средств с должников клиента компаниями или банком, который занимается такими операциями.

Это дает поставщику следующие преимущества:

1) 100%-ную гарантия, что он получит по всем счетам;
2) обеспечивается лучшее управление кредитом для небольшой растущей компании, чем это могла бы сделать сама компания. Администрация освобождается от этой обязанности и может сосредоточиться на вопросах улучшения деятельности компании;
3) гарантируются более быстрые и более предсказуемые потоки де нежных средств;
4) увеличивается доступ к дополнительным финансовым средствам по мере роста компании, потому что наличие финансовых средств согласно факторинговому соглашению возрастает пропорционально росту объемов продаж;
5) это приспособляемая и гибкая форма финансирования, которая тесно связана с ежедневными операциями компании и позволяет ей покрывать неожиданно возникающие потребности в денежных средствах или использовать скидки и другие благоприятные возможности, появляющиеся время от времени;
6) элемент предварительной оплаты должен использоваться только тогда, когда требуются денежные средства, чтобы избежать ненужной выплаты процентов;
7) обеспечивается устойчивое финансовое положение предприятия поставщика.

Благодаря факторингу у поставщика создаются условия для концентрации усилий на основах производственной деятельности. Финансовое положение более устойчиво и освобождается от риска неплатежа.

Факторинг предполагает наличие коммерческого кредита, т.е. кредита, предоставляемого в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Но здесь всегда есть риск в задержке платежей покупателем.
Обеспечение решения этой проблемы тесно связано с развитием партнерских связей между фирмой и факторинговыми компаниями. Факторинговая фирма информирует клиентов о платежеспособных покупателях, при желании может брать на себя гарантию за платежи, в том числе в зарубежных странах.

Обычно факторинговая фирма берет на себя дополнительный риск неплатежеспособности должника, а также принимает на себя ряд обязательств в пользу клиента (учет бухгалтерской дебиторской задолженности, функции финансирования и т.д.).

Факторинг эффективен прежде всего на производственных предприятиях и оптовых фирмах, соответственно производящих и сбывающих потребительские товары. Используя факторинговые операции, фирма не только приобретает хорошую репутацию, но и может рассчитывать на скидку за немедленную оплату обычно в размере 2—-3 % от суммы платежа. Поэтому широкое использование коммерческого кредита приводит к необходимости эффективного управления им — своевременного инкассирования долговых требований для минимизации потерь от просрочки платежа предотвращения сомнительных долгов.

Прибегая к услугам факторинговой фирмы, предприниматель имеет возможность превратить будущий долг в наличные деньги в нужный момент. Финансовое положение предприятия улучшается, сокращаются издержки по ведению дебиторских счетов и кредитному контролю. И наконец, последнее, но первое по степени важности для предприятия — оно получает возможность использовать услуги факторинговой фирмы по предоставлению информации. Динамичное развитие факторинга в странах с развитой экономикой свидетельствует о высокой приспособляемости кредитно-финансовых институтов к меняющимся условиям хозяйственной жизни.

Вместе с тем подобное развитие в определенной степени ограничивается тем, что на сегодняшний день ни в одной стране мира не принят закон о факторинге. Данные операции регулируются обычно национальными актами, регистрирующими те или иные аспекты хозяйственной жизни (законами о предпринимательской деятельности, банках, банкротстве и т.д.).

Международная правовая основа факторинга была заложена подписанной 28 мая 1988 г. в Оттаве (Канада) 55 странами и утвержденной Советом международного института унификации и частного права Конвенцией о международном факторинге. Цели Конвенции — унификация определения факторинга и создание международно-правовых предпосылок для его развития. При этом сохраняются права национальных факторинговых компаний заключать соглашения с поставщиками и другими факторинговыми компаниями на собственных условиях.

В зависимости от специфики факторинговых операций предпринимателю необходимо изучать порядок оформления, знать и выполнять последствия невыполнения необходимых для его работы всех видов обязательств; следовать нормам Гражданского кодекса РФ. При этом необходимо иметь в виду, что нормы последнего имеют высший приоритет по сравнению с законами и тем более подзаконными актами, регламентирующими дополнительно отдельные виды обязательств по лизинговой деятельности.

Факторинговым обслуживанием впервые занялся банк «ФЕРСТ НЭШЛ БЭНК оф БОСТОН» в 1974 г. для одной из американских промышленных компаний. В Западной Европе факторинговые фирмы появились в 1960-х гг., но уже 1970-е и 1980-е гг. характеризовались высокими и устойчивыми темпами роста (на 40—50 %) факторинговых операций во всех развитых странах.

Факторинговыми услугами занимаются специализированные фактор-фирмы и фактор-отделы банков. Во всех случаях банки выступают исполнителями этих услуг.

Для оказания фактор-услуг фактор-фирмы должны иметь в своем распоряжении значительные суммы денежных средств, которые они пускают в дело.

В факторинговых операциях участвуют три стороны: фактор-фирма, клиент — поставщик товаров, фирма-покупатель.

В основе фактор-операций лежит соглашение между клиентом и фактор-фирмой, последняя покупает платежные документы клиента и в течение двух-трех дней оплачивает их в размере 70—90 % стоимости. Остальные 30—10% оплачиваются после того, как покупатель оплатил счета.

Факторинговые услуги предоставляются с условием «без финансирования» или «с финансированием». В первом случае клиент фактор-компании, подавший счет-фактуру, получает от последней сумму счета фактуры при наступлении срока платежа. Во втором случае клиент может требовать немедленной оплаты вне зависимости от предусмотренного срока платежа за товар. В последнем случае фактор-компания предоставляет клиенту кредит.

Осуществлению факторинговой сделки предшествует серьезная аналитическая работа.

Факторинговому обслуживанию не подлежат следующие предприятия:

■ с большим числом дебиторов;
■ занимающиеся спекулятивным бизнесом;
■ производящие нестандартную и узкоспециализированную продукцию;
■ реализующие набор мелкой продукции в розницу;
■ работающие с субподрядчиками и др.

Получив заявку предприятия, фактор-компания внимательно изучает финансовое и экономическое состояние потенциального клиента, сферу его деятельности, виды реализуемой продукции, конъюнктуру рынка. Анализу подвергаются балансы за предшествующие три года, отчеты и финансовые показатели, спрос на товары и т.д. Затем компания либо дает согласие, либо отказывается от обслуживания. При согласии клиент передает все счета-фактуры, выставленные покупателям.

Фактор-компания изучает их тщательно и по каждому дает согласие или несогласие (через два-три дня). Основу факторного финансирования составляет партнерский договор о факторинге, заключенном на два года. Современный факторинг объединяет целый ряд услуг, которые оказывает клиенту фактор-компания:

1) обработку счетов клиентов;
2) обеспечение их денежными средствами;
3) информирование клиентов о платежеспособности покупателей;
4) берет на себя риски неплатежеспособности покупателей.

В мировой практике стоимость факторинговых услуг складывается из двух элементов: комиссионного вознаграждения за фактор-услуги; процентов, взимаемых при досрочной оплате.

Комиссия составляет 1,5—2 % от счета-фактуры, по фактор-кредиту несколько выше обычных банковских процентов по краткосрочным ссудам. При осуществлении факторинговых операций дебиторская задолженность трансформируется в наличные средства и может быть использована для производственных целей. У клиента сокращаются издержки по ведению дебиторских счетов и кредитному контролю.

Как показывает практика и исследования специалистов, факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий.

Несмотря на многие преимущества, факторинг не получил в России должного развития, в том числе и в сфере малого предпринимательства. Это связано не только с неспособностью и нежеланием кредитной системы развивать этот вид банковских услуг, но и с незнанием возможностей факторинговых услуг субъектами рыночных отношений.

Выборочные анкетные опросы руководителей малого бизнеса выявили следующую картину: на промышленных предприятиях не знали ничего о факторинге 58,2 %, в торговле — 73,2 % респондентов.

Из числа слышавших о факторинге почти 40 % в промышленности и 40 % в торговле опрошенных желали бы воспользоваться факторингом.

Основа осуществления факторинговых операций — договор факторинга. Он может быть открытым или закрытым. В последнем случае покупатели не ставятся в известность о наличии фактор-договора.

Заключение договора о полном обслуживании при длительных контактах предусматривает 100%-ную защиту клиента. Единственная обязанность поставщика — учет сделок с фактор-фирмой. В данном случае поставщик переуступает фактор-компании все долги своих плательщиков.

Основное преимущество договора о предварительной оплате — автоматическое увеличение объема кредитования поставщика со стороны фактор-отдела в зависимости от роста оборота клиента.

Предварительная оплата предполагает, что фактор-отдел незамедлительно оплачивает поставщику 80 % суммы акцептованных покупателем счетов, остальные 20 % — после оплаты счетов.

Сумма предварительных выплат в мировой практике — предмет тщательных расчетов, где отражаются как интересы клиента, так и риски фактор-фирмы.

Существует три метода установления предельных сумм:

1) определение общего лимита каждому плательщику, т.е. устанавливается лимит оплаты счетов. Если сумма задолженности плательщика перед поставщиком превышает сумму лимита, то банк требует,
чтобы все суммы платежей поступали в фактор-фирму, а после того, как долги будут уплачены, деньги за поставки поступают непосредственно поставщику;
2) определение ежемесячных лимитов отгрузок. В данном случае устанавливается сумма, на которую в течение месяца может быть произведена отгрузка товаров одному плательщику;
3) страхование по отдельным сделкам. Этот метод применяется в отношении разовых, нерегулярных поставок. Фактор-фирма выплачивает поставщику предельную сумму по полной стоимости заказа.

В основе фактор-сделок лежит юридический документ-договор на осуществление фактор-операций.
Интересно, что в этом документе указываются специальные условия:

1) оговаривается, что факторинговая фирма (банк) несет ответственность за невыполнение договорных обязанностей по поставкам продукции;
2) каждый из участников договора должен хранить техническую, коммерческую, финансовую тайны.

Эффективность услуг фактор-фирм на Западе, в США и других странах обеспечивается тем, что они либо принадлежат банкам, либо работают в тесном контакте с ними. Имея обширную информацию обо всех предприятиях, банки четко отслеживают их недобросовестность и имеют рычаги давления. Если предприятие попадаете «черные списки», оно лишается банковской поддержки во всем мире.

Если фирмы-покупатели готовы немедленно оплатить свои счета, им дается скидка (за 5—10 дней оплаты) в размере 3 % от стоимости отгрузки.

Фактор-фирма располагают системой «on line*. Суть ее в том, что фирмы через свою компьютерную систему могут круглосуточно получать информацию о финансовом состоянии их требований: какие счета уже оплачены, какие являются срочными. Кодирование информации позволит держать ее в тайне от конкурентов.

Создание механизмов притока капитала в производственный сектор — важная составляющая эффективности денежного обращения. При наличии у банковской системы значительных свободных средств существенного расширения кредитования реального сектора экономики не произошло. До настоящего времени ставки банковских процентов гораздо выше ставок на межбанковском кредитном рынке.

Одна из первоочередных задач совершенного этапа — преодоление кризисов платежеспособности. Основными способами для их преодоления могут быть взаимозачеты, использование векселей, использование закладных как платежных инструментов, удешевление кредитных ресурсов.

Многолетняя мировая практика показала живучесть факторинга, выделила его в самостоятельную нишу на рынке финансовых услуг и отработала немало технологий на основе фактор-инструментов.

У факторинга свое финансовое лицо, свой груз, своя ответственность и своя предпринимательская удача. Фактор-компании, включая функции взаимозачетов, придают им экономически целесообразный режим действий. Факторинг не только полезен при ограниченных финансовых ресурсах, но и самодостаточен, как новый механизм снижения финансовых рисков. Кроме того, он создает условия ускорения движения финансовых потоков.

Для эффективного развития факторингового механизма необходимо:

1) рекомендовать банковским структурам на местах апробировать создание фактор-фирм, фактор-банков по обеспечению факторинговыми услугами малых и средних предприятий;
2) шире практиковать развитие факторинговых услуг при коммерческих банках с использованием универсальной системы финансового обслуживания клиентов, при которых фактор-банк принимает на себя не только кредитование, но и бухгалтерское, сбытовое, рекламное, страховое обслуживание клиента с тем, чтобы он мог сосредоточиться на выполнении производственных и торгово-оперативных функций. Финансовое положение предприятия улучшается, оно освобождается от риска возможных неплатежей.


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я