Лизинг как форма стимулирования инвестиционной активности предприятия
случаях лизинг для малого предприятия — единственная реальная возможность приобрести новое высокоэффективное оборудование.
Основным кредитором МЛК выступает Правительство Москвы, в связи с чем ставки по заемным средствам для лизингополучателя оказываются значительно меньше, чем на рынке кредитных ресурсов. Круг потенциальных пользователей лизинговых услуг ограничен Московским регионом и малым бизнесом.
За 1994-1997 гг. МЛ К были подготовлены и реализованы более 60 проектов по передаче оборудования в лизинг малым предприятиям на общую сумму около 100 млн. долл. По одним из этих проектов МЛК выступает как управляющая компания, по другим — как лизингодатель.
Интерес предпринимателей малого бизнеса к лизингу достаточно высок. Так, число поданных и рассмотренных заявок в МЛК постоянно растет.
В связи с этим большое внимание в работе по заключению контракта обращается на тщательную экспертизу лизингового проекта и обеспечение гарантий сохранности оборудования и возврата вложенных средств.
Руководство МЛК понимает, что у малого предприятия нет достаточного обеспечения лизинговой сделки, поэтому наряду с традиционными, такими как гарантия банка, залог имущества, страхование оборудования, старается использовать более гибкие подходы. В частности, применяется процедура депозитного залогового платежа от лизингополучателя, который равен нескольким периодическим лизинговым платежам. Суммы депозита засчитываются при оплате последних.
Закрытое акционерное общество <?Русски-Германская лизинговая компания» (далее — ЗАО «РГ-Лизинг») основано в
Компания работает во всех регионах России. Основные контракты в области финансового лизинга связаны с поставкой и сдачей в лизинг офисного и банковского оборудования для модернизации и оснащения отделений и филиалов Сбербанка России.
ЗАО «РГ-Лизинг» работаете ведущими поставщиками компьютерной техники: «IBM», «Seico Epson», «Hewlett Packard». Так, по схеме финансового лизинга было поставлено более 8 тыс. компьютеров «IBM», 6 тыс. принтеров «Epson». В конце августа
Другое направление деятельности работы компании — продажа в рассрочку российским предприятиям импортного технологического оборудования. Данный финансовый механизм похож на лизинг, так как предполагает поставку оборудования с последующим погашением его стоимости периодическими платежами в течение оговоренного в договоре срока. Имея много общих черт, эти два вида договора имеют отличия, одно из которых состоит в следующем: при продаже в рассрочку право собственности на имущество переходит к его пользователю, а при лизинге остается у лизингодателя.
В отличие от финансового лизинга, при котором пользователем лизинговых услуг выступает Сбербанк России, продажи в рассрочку имеют более широкий круг клиентов. Это российские предприятия различных форм собственности и численности, получившие оборудование для производства строительных материалов, пищевой и перерабатывающей промышленности, сферы услуг, со сроком действия соглашений до 3,5 лет.
Основными критериями при заключении контракта у ЗАО «РГ-Ли-зинг> выступают перспективность проекта и надежность клиента. Нижняя граница по сделкам составляет 100 млн немецких марок, верхняя определяется финансовыми возможностями заказчика и самим проектом.
Анализируя развитие лизингового бизнеса в России, можно констатировать, что он находится на этапе становления и во многом зависит от политической и экономической стабильности в стране.
Основными причинами, которые сдерживают развитие лизинговой отрасли, являются:
1) финансовая слабость лизинговых компаний, которые во многом зависят от банков-учредителей. Последние очень часто используют лизинговые компании как одну из форм кредитования предприятий. Это сказывается на проведении самостоятельной стратегии развития лизинговой компании и большой зависимости от своих учредителей. При ухудшении финансового положения банка сразу же «лихорадит»лизинговую компанию;
2) дороговизна кредитных ресурсов — в связи с ростом ставки рефинансирования Центрального банка России. Несмотря на это, некоторые
3) российский рынок передового высокотехнологичного оборудования испытывает огромный дефицит. Поэтому поставщиками лизингового оборудования чаше всего выступают зарубежные производители;
4) отсутствие вторичного рынка оборудования;
5) недостаточное понимание сущности лизинга, его достоинств как у потенциальных лизингодателей, так и предпринимателей — потенциальных лизингополучателей;
6) отсутствие системы информационного обеспечения лизинга, которая обеспечивала бы наличие постоянно восполняемой и доступной информации о предложениях лизинговых услуг. Лизинг как новое направление в предпринимательской деятельности России требует постоянного обслуживания принимаемых нормативно-правовых актов и их систематической корректировки с учетом постоянного мониторинга за действительностью системы нормативно-законодательных документов, выявления положений, препятствующих развитию лизинга, и их своевременного устранения;
7) отсутствие опытных кадров для лизинговых услуг;
8} не всегда благоприятны условия налогового, таможенного и валютного законодательства (двойное обложение налогом на добавленную стоимость, который взимается за приобретенное лизингодателем оборудование). При этом его величина, равно как и выплаты процентов за взятый лизингодателем для покупки оборудования кредит, переносится на лизинговые платежи. Согласно существующему порядку налог на добавленную стоимость дополнительно начисляется на лизинговые платежи, т.е. на один и тот же продукт он начисляется дважды (в проекте федерального закона о лизинге предусмотрено начисления налога единожды).
Только частичное освобождение от уплаты таможенных платежей по операциям финансового лизинга при временно ввозимой на территорию Российской Федерации продукции является объектом международного лизинга;
9) отсутствие инфраструктуры лизингового рынка, развитой сети лизинговых компаний, консалтинговых фирм, которые обслуживали бы всех участников лизингового рынка;
10) помимо законодательных проблем, развитию российского лизинга мешает недостаточная заинтересованность как банка, так и производителей. Не все понимают значение лизинга для роста объемов
продаж настолько, чтобы предоставлять лизинговым компаниям