Реальная картина

Наше исследование тридцати трех компаний, многие из которых, как принято считать, управляются высококвалифицированными менеджерами, уникальный анализ результатов деятельности ведущих корпораций США. В течение рассматриваемого периода каждая компания вступала в среднем в 80 новых отраслей и в 27 новых областей. В 70% случаев вход осуществлялся посредством поглощения одной из компаний отрасли, в 22% посредством начала производства новых видов продукции и в 8% посредством создания совместных предприятий. Если IBM, Exxon, Du Pont и ЗМ предпочитают освоение новых видов продукции, то ALCO Standard, Beatrice и Sara Lee осуществляют диверсификацию исключительно в форме поглощений.

Полученные данные позволяют представить весьма объективную картину. Было обнаружено, что в среднем корпорации отказались примерно от половины своих приобретений в новых отраслях и более чем от 60% поглощений в совершенно новых для них сферах. У 14 компаний показатель отказов от связанных с новыми видами деятельности приобретений превысил 70%. Наблюдение за развитием ситуации дает еще более впечатляющую картину (средний уровень отказов составляет 74%). Даже у такой авторитетнейшей компании, как General Electric, имел место весьма значительный процент дивестиций, причем практически все они были связаны с новыми сферами деятельности. В то же время некоторым компаниям удалось минимизировать показатели отказов от новых видов бизнеса. Низкий процент дивестиций у других фирм объясняется тем, что они просто не сталкивались (пока) с проблемами в новых подразделениях.

Хотелось бы прокомментировать использование показателя акционерной стоимости для оценки результатов деятельности корпорации. Анализ количественной связи акционерной стоимости и результатов диверсификации правомерен только в том случае, если вы сравниваете акционерную стоимость после осуществления диверсификации с акционерной стоимостью в ее отсутствие. Поэтому такое сопоставление всегда будет носить гипотетический характер. Мы предлагаем использовать в качестве показателя успешности диверсификации количество остающихся в компании подразделений, связанных с новыми направлениями бизнеса.

Полученные нами данные свидетельствуют о несовершенстве корпоративных стратегий. В период нашего исследования в 6 из 33 компаний произошла смена собственников. От большинства слияний выигрывают адвокатские фирмы, инвестиционные банки и первичные продавцы, но только не акционеры.


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я