Honda: модель стратегии
В 1975 г. Бостонская консультационная группа (БКГ) представила правительству Великобритании отчет "Стратегические альтернативы британских производителей мотоциклов", на 120 страницах которого приводились доказательства того, что "ответственность" за утрату представителями страны-заказчика ведущих позиций на мировом рынке мотоциклов лежит на двух ключевых факторах:1. Сокращение доли рынка компаний и снижение прибыльности.
2. Утрата экономических преимуществ в технологии, распределении и производстве.
В соответствии с приведенными в отчете данными в период с 1959 по 1973 г. общая доля британских поставщиков на рынке мотоциклов США снизилась с 49% до 9%. По мнению исследователей БКГ:
Успех японских производителей был во многом обусловлен ростом их внутреннего рынка в 1950х гг. Еще в начале 1960х гг. экспортировалось только 4% произведенных в Японии мотоциклов. В то же время национальный рынок не нуждался в огромном количестве малогабаритных мотоциклов. Рост объемов выпуска привел к снижению цен, в результате чего резко возросла конкурентоспособность продукции, что и было использовано японцам и как трамплин для внедрения на мировой рынок .
Опубликованное исследование БКГ пользовалось большим спросом у менеджеров американских корпораций. Еще бы, ведь они получили конкретный пример того, насколько необходимым (и, я согласен, недостаточным) является анализ стратегических перспектив, основывающийся:
• на исследованиях рыночной конкуренции (прежде всего между компаниями);
• на высоких абстракциях;
• на высокой степени доверия к макроэкономическим концепциям (например, кривой опыта).
Преподавателям Гарвардской школы бизнеса, Университета UCLA и Университета Вирджинии было рекомендовано широко использовать данные отчета БКГ на лекциях и семинарах. В настоящее время данный отчет активно используется в курсах по бизнес политике.
В исследовании БКГ и в его последующей интерпретации Гарвардской школой бизнеса особое внимание уделялось историческому опыту компании Honda:
В начале 1960х гг. на американском рынке мотоциклов (число зарегистрированных мотоциклов возросло с 575 тыс. в 1960 г. до 1382 тыс. в 1965 г.) произошло существенное изменение баланса сил основных конкурентов. В 1950х гг. основными игроками на нем являлись компании HarleyDavidson (США), BSA, Triumph, Norton (Великобритания), а также MotoGuzzi (Италия). Лидерство принадлежало Harley, общий объем продаж которой составил в 1959 г. $16,6 млн. После Второй мировой войны мотоциклы в США привлекали весьма ограниченный сегмент потребителей. Кроме того, эта техника приобреталась полицией и военными. В то время как большинство мотоциклистов были, без сомнения, приличными людьми, популярность этого средства передвижения у молодежных группировок (от "Ангелов ада" до "Слуг Сатаны") способствовала формированию его весьма негативного имиджа. И уж совсем безвинно пострадали необходимые мотоциклистам для защиты от дождя и ветра черные кожаные куртки. Особенно сильное впечатление на публику произвело появление в 1953 г. кинофильма "Дикие". Марлону Брандо удалось создать запоминающийся образ хулигана-мотоциклиста в черной кожаной куртке на ревущем мотоцикле "Triumph" (объем двигателя 650 см3).
Читайте также:
Страницы: 1 2