Роль и значение финансового контроля в условиях перехода к рынку
Финансовый контроль как один из элементов управления существует столько, сколько существуют государство, торговля. Ревизионная деятельность имела место в Вавилоне и в Древнем Египте — при оценке правильности уплаты налогов, в средние века — в сфере торговли. В XVI веке во многих странах был введен правовой контроль учетных книг.На территории Республики Беларусь в советский период финансовый контроль получил достаточно высокий уровень развития. В условиях почти полной государственной собственности государство было заинтересовано в жестком, всестороннем контроле за процессами в экономике и финансах.
Финансово-хозяйственная деятельность каждого предприятия, учреждения, организации находилась под двойным контролем со стороны органов государственного управления и органов общественного контроля (Комитет народного контроля).
В переходный период от административных к рыночным формам управления финансовый контроль был значительно ослаблен. Ликвидирован Комитет народного контроля, практически упразднен ведомственный контроль, сузилась деятельность по осуществлению финансового контроля со стороны органов государственного управления.
Была сделана ставка на то, что в условиях рынка экономические рычаги и стимулы станут лучшими контролерами. Однако такой подход привел к значительному росту экономических преступлений в форме уклонения от уплаты налогов, в разбазаривании государственной собственности в виде ее бесплатной передачи или продажи за символическую сумму и др.
Опыт зарубежных стран, собственный опыт республики показывают, что в условиях рынка экономика в целом, отдельные предприятия нуждаются в финансовом контроле в той же, а может быть и в большей степени, чем в другие периоды развития общества.
Перед государством встает задача организации всестороннего, системного, комплексного контроля, в том числе и финансового. Это означает, что финансовым контролем должны быть охвачены все субъекты хозяйствования и все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений. Для реализации поставленной задачи финансовый контроль должен развиваться по следующим направлениям:
■ укрепление государственного контроля;
■ развитие независимого аудиторского контроля;
■ компьютеризация труда специалистов различных контролирующих органов;
■ координация деятельности всех органов контроля;
■ детальная разработка методической базы контроля с учетом особенностей объектов контроля (форма собственности, вид деятельности).
Сегодня по указанным направлениям в республике проводится значительная работа. Так, на усиление государственного контроля направлен Указ Президента № 259 от 7 июля 1995 г. «О некоторых мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь и контролю за выполнением налогового законодательства». Указом предусмотрены меры по улучшению контрольно-ревизионной работы в министерствах и других центральных органах управления, по усилению финансово-хозяйственной дисциплины и государственного контроля за выполнением налогового законодательства, по привлечению и закреплению на ревизионной работе квалифицированных специалистов.
В соответствии с данным Указом Советом Министров Республики Беларусь разработан ряд документов по методологии финансового контроля (Положение о порядке организации и проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, объединений, организаций и учреждений, Положение о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, объединений, организаций и учреждений). С целью усиления государственного финансового контроля созданы новые контролирующие органы — Управление налоговых расследований и Комитет государственного контроля.
Управление налоговых расследований — это специальный правоохранительный орган Главной государственной налоговой инспекции, принимающий меры по предотвращению и пресечению нарушений налогового законодательства, по обеспечению безопасности налоговых инспекторов при выполнении ими служебных обязанностей. В отличие от других органов финансового контроля Управление налоговых расследований наделено правом возбуждать уголовные дела по преступлениям, отнесенным законом к его компетенции, проводить по ним дознание.
Комитет государственного контроля выступает в качестве центрального органа контроля за соблюдением органами исполнительной власти Республики Беларусь, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности законодательства, в том числе в области финансов.
Для повышения эффективности финансового контроля требуется современное техническое обеспечение этой деятельности. Во всех органах государственного контроля идет активный процесс внедрения персональных компьютеров. Особенно наглядно это видно на примере государственных налоговых инспекций, где автоматизирован учет налогоплательщиков, учет поступления налогов и сборов, контроль за своевременностью поступления платежей, расчет финансовых санкций и другие виды работ.
В республике решается задача по координации деятельности всех контролирующих органов и служб путем создания компьютерной сети, в которой объединяется информация Таможенного комитета, Министерства внешнеэкономических связей, Белорусского межбанковского расчетного центра, других служб о налогоплательщиках. Вся собранная информация направляется по системе модемной связи в соответствующие налоговые инспекции для контроля за правильностью расчетов с бюджетом.
Координация контроля проводится также в форме согласования планов проверок и проведения совместных проверок такими контролирующими органами, как Комитет государственного контроля, Государственная налоговая инспекция, Управление налоговых расследований, прокуратура, МВД, КГБ, Национальный банк, Хозяйственный суд.
С расширением внешнеэкономической деятельности белорусских субъектов хозяйствования у контролирующих органов возникает потребность в информации об этой деятельности из достоверных зарубежных источников. Налажен и осуществляется обмен информацией, являющейся объектом финансового контроля, с рядом зарубежных стран.
Одним из важнейших направлений совершенствования финансового контроля является развитие независимой формы финансового контроля — аудиторского контроля, что связано с увеличением числа негосударственных предприятий и соответственно спросом на различные виды услуг в области финансов, контроля, учета. Эти услуги способны оказать квалифицированные специалисты-аудиторы.
Читайте также: