Содержание и необходимость финансового контроля

Финансам как экономической категории внутренне присуща контрольная функция, т. е. объективная способность создавать определенные последствия в экономике при их субъективной организации. Государство в интересах общества не вправе допустить стихийного развития данного процесса (в случае несоответствия установленных государством форм и методов организации финансовых отношений объективно необходимым последствия могут стать разрушительными для экономики в целом). Поэтому на практике контрольная функция финансов реализуется в форме финансового контроля.

Финансовый контроль — это целенаправленная деятельность уполномоченных органов по обеспечению выполнения субъектами хозяйствования установленных форм и методов реализации финансовых отношений, анализу их эффективности и разработке предложений по их совершенствованию.

Целью финансового контроля является содействие формированию научно обоснованной финансовой политики, эффективного финансового механизма.

Финансовый контроль является одним из функциональных элементов управления финансами. Он тесно связан и осуществляется одновременно с другими элементами управления, такими, как финансовое планирование, оперативное управление финансами. Посредством финансового контроля проверяется выполнение финансовых планов, организация финансово-хозяйственной деятельности. С другой стороны, результаты финансового контроля используются в финансовом планировании, в оперативном управлении.

Результатами финансового контроля являются различные факты экономической жизни (как правило, отрицательные) и количественные показатели. Примерами указанных фактов могут быть: самоликвидация предприятий, замедление реализации некоторых видов товаров, сокращение ввоза в республику определенных товаров. Эти факты свидетельствуют о неэффективности установленных форм и методов реализации финансовых отношений (высокие ставки налогов, таможенных пошлин) и сигнализируют о необходимости их изменения.

Изменения форм и методов реализации финансовых отношений могут быть осуществлены в оперативном порядке при текущем планировании, оперативном управлении. В случае крупномасштабности недостатков изменения вносятся в результате корректировки финансовой политики.

Количественные показатели представлены, например, данными о суммах допричисленных налогов, о величине завышения финансирования бюджетных учреждений или недостаточного финансирования их. Эти данные наряду с показателями бухгалтерской, статистической отчетности образуют базы финансовой информации. Собранная информация анализируется и используется в прогнозировании, планировании, оперативном управлении финансами. Она позволяет определить источники и размеры реального увеличения финансовых ресурсов, направления их более эффективного использования.

Финансовый контроль выступает как эффективный механизм обратной связи в цепочке от постановки целей и задач финансовой политики до получения практических результатов развития экономики. Действительно, полученные в ходе финансового контроля цифры и факты, их анализ являются основанием для изменения концепции финансовой политики, для разработки новых прогнозов, планов, перегруппировки финансовых ресурсов, изменения форм финансовых отношений. А вновь созданные планы, формы и методы реализации финансовых отношений опять нуждаются в контроле.

Задачи финансового контроля, его виды, формы и методы, субъекты и объекты следует рассматривать в зависимости от уровня осуществления контроля, т. е. проводится он на макро- или микроуровне.

Финансовый контроль на макроуровне — это контроль за организацией и функционированием финансов в масштабах всего государства. Его задачами являются:

■ обеспечение процесса формирования и эффективного использования централизованных фондов денежных
средств;

■ контроль за соответствием действующих форм и методов реализации финансовых отношений объективно необходимым;

■ выявление и устранение диспропорций в распределении финансовых ресурсов по отраслям и территориям
с целью наиболее эффективного их использования, оптимального, дифференцированного по степени значимости удовлетворения потребностей в финансовых ресурсах отраслей и регионов, максимального удовлетворения потребностей граждан в услугах социально-культурной сферы.

Объектом контроля на этом уровне выступают государственные финансы. Предметом контроля являются сводные финансовые планы (сметы), отчеты об их исполнении в территориальном и отраслевом разрезах. Различные финансовые и некоторые производственные показатели планов (смет), отчетов анализируются, обобщаются, и на основании этого разрабатываются предложения по совершенствованию форм и методов финансовых отношений.

В качестве субъектов контроля на данном уровне выступают законодательные органы власти и государственные органы управления.

Контроль в сфере государственных финансов представлен в виде налогового, бюджетного контроля, страхового, банковского надзора.

Налоговый контроль призван обеспечить полное и своевременное поступление платежей в бюджет, во внебюджетные фонды, соблюдение субъектами хозяйствования действующего законодательства о налогах. Налоговым контролем охвачены все субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, а также граждане, получающие доходы.

Бюджетный контроль представлен следующими видами ревизионной и аналитической деятельности: контроль за выполнением основного финансового плана страны — государственного бюджета по доходам и расходам; сбор, накопление финансовой информации, в том числе результатов налогового контроля, анализ этой информации и разработка предложений по дополнительному привлечению финансовых ресурсов в бюджет; обеспечение эффективного, рационального расходования средств государственного бюджета путем совершенствования нормирования расходов, контроля за выполнением установленных норм и нормативов расходов; искоренение и профилактика непроизводительных, не целевых расходов, бесхозяйственности, растрат и хищений. Бюджетный контроль осуществляется на предприятиях, в учреждениях и организациях, финансируемых из бюджета, а также на предприятиях негосударственного сектора, которые осуществляют работы, оказывают услуги, проводят мероприятия, финансируемые из бюджета.

Банковский надзор проводится в ходе формирования и движения кредитных ресурсов, в процессе капитального строительства, при проверках соблюдения предприятиями кассовой дисциплины, при безналичных расчетах и в других случаях. Банковским контролем охвачены все субъекты хозяйствования, участвующие в кредитно-расчетных отношениях.


Финансовый контроль в сфере страхования осуществляется в форме государственного страхового надзора за своевременным, полным формированием, целевым расходованием средств страховых фондов, за правильным проведением страховых операций, за выполнением всеми участниками страховых отношений требований законодательства о страховании. Страховому надзору подлежит деятельность как государственных, так и негосударственных страховых организаций.

Финансовый контроль на микроуровне — это контроль на уровне отдельных предприятий, объединений, организаций, учреждений всех форм собственности. Задачами финансового контроля на микроуровне являются следующие:

■ обеспечение соблюдения предприятиями действующего законодательства в области финансов;

■ обеспечение своевременности и полноты выполнения субъектами хозяйствования финансовых обязательств
перед бюджетом;

■ выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов;

■ содействие рациональному расходованию всех видов ресурсов, правильному ведению бухгалтерского учета,
составлению отчетности и др.

Объектом контроля на данном уровне выступает финансово-хозяйственная деятельность предприятий, организаций, учреждений. Предметом контроля — финансовые показатели (прибыль, доходы, себестоимость, отчисления, налоги и др.)- Финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятия, отдельными его специалистами. Для этих целей привлекаются также независимые аудиторские организации.


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я