Современная роль государства в реализации финансовой политики
Возрастание инвестиционной активности населения обусловлено финансовой политикой государства. Многое зависит от того, сможет ли правительство дать гарантии под совместные проекты, под ценные бумаги, вложенные в согласованные проекты. При согласовании совместных проектов необходимо, чтобы эффективность проекта определял частный инвестор, его ценность с точки зрения структурной перестройки, социальной значимости — правительство.Прежде всего нужна программа структурной перестройки экономики и определение приоритетов направлений развития.
Одновременно требуется ряд указов президента, направленных на активизацию инвестиционной деятельности, создание дополнительных гарантий для частных инвесторов, эффективный контроль за осуществлением проектов, финансируемых из госбюджета.
Именно финансовая политика государства через налоговую, бюджетно-финансовую и денежно-кредитную политику способствует динамичному развитию структурной перестройки экономики.
Приоритетными в республике должны стать следующие направления: во-первых, развитие агропромышленного комплекса и всей инфраструктуры, связанной с обслуживанием сельского хозяйства (переработка, хранение и реализация продукции сельского хозяйства). Для этого имеются все предпосылки: высокая эффективность производства основных видов продукции животноводства, отдельных видов зерновых, картофеля, льна и некоторых других видов продукции сельского хозяйства. Для развития агропромышленного комплекса также необходима своя программа структурной перестройки в направлении увеличения и сокращения производства отдельных видов производства продукции с учетом спроса на внешнем и внутреннем рынках. Исходя из структурной перестройки АПК следовало бы, например, выделить приоритеты в производстве льна и создании всей инфраструктуры по его переработке и реализации. Уменьшение поставок продовольственного зерна из внешних источников требует расширения посевных площадей в наиболее бла-гоприятных природно-экономических условиях. Возможности сельскохозяйственного производства республики велики, имеются хорошие традиции, но важно не только не растерять их, но и развить в оптимальных пределах. Вторым направлением структурной перестройки экономики является использование интеллектуального потенциала и развитие трудоемких и особенно наукоемких отраслей. К сожалению, интеллектуальная элита уходит из сферы тонких технологий в коммерцию, уезжает за границу. Утеря этого слоя может отбросить республику на десятки лет назад. Например, предприятия радиоэлектронного и приборостроительного профиля по эффективности производства значительно превышают аналогичные предприятия других стран СНГ. Однако их научно-технический потенциал сегодня в достаточной мере не используется, но, поскольку именно он со временем будет определять перспективу развития нашего государства, его надо сохранить, поддержать и развить. Несмотря на ограниченные финансовые возможности государства, для этой группы предприятий необходимо выделение льготных долгосрочных банковских кредитов под гарантию государства с последующей их выплатой.
Налоговая политика также должна быть льготной и способствовать стимулированию дефицитного экспорта необходимых узлов.
В условиях создания финансово-промышленных групп совместно с другими странами СНГ для категории этих предприятий необходимо удержать контрольный пакет акций.
Третьим направлением качественной перестройки экономики должно оставаться развитие тех производств и отраслей, которые способны зарабатывать валюту для республики, имеют устойчивую известность и престиж за рубежом, которые вписываются в общественное разделение труда на уровне СНГ (производство тракторов, грузовых автомобилей, станков и т. д.) Международный экономический комитет на уровне СНГ должен координировать структурную перестройку с учетом международного разделения труда и его кооперации.
Четвертое направление в Программе структурной перестройки экономики занимает проблема конверсии бывших предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК). Конверсия этих предприятий требует огромных инвестиций, валютных ресурсов. Здесь могут быть следующие направления использования предприятий ВПК: 1) перепрофилирование некоторых предприятий без больших вложений на производство необходимой продукции для республики (для таких предприятий необходима разработка срочных программ конверсии и составление бизнес-планов); 2) продажа части предприятий, требующих значительных инвестиций, иностранным инвесторам, способным вложить свои валютные ресурсы и перепрофилировать военное производство на производство потребительской продукции (квота иностранных инвесторов в уставном фонде конверсионных предприятий может быть определена с учетом возможностей и интересов государства); 3) создание предприятий по изготовлению технологий для производства вооружения, реализации космических программ и т. д. (многие предприятия ВПК имеют необходимый потенциал для производства военных заказов и технологий, пользующихся устойчивым спросом на рынках мира; существует постоянный спрос на производство высокотехнологических производств для такой мощной военной страны, как Россия).
Основной целью Программы конверсии предприятий ВПК должно стать производство необходимой для республики продукции, обеспечение занятости жителей и привлечение валютных ресурсов в экономику республики.
Пятым направлением в структурной перестройке должно быть стимулирование дефицитного импорта как в форме комплектующего оборудования для предприятий республики, выпускающих конечную продукцию и признанных приоритетными для республики, так и в форме приобретения потребительских товаров массового спроса.
Для кооперации предприятий республики, выпускающих конечную продукцию в республике вместе с другими предприятиями, находящимися за ее пределами, четко прослеживается такой эффективный путь, как акционирование всех кооперирующихся предприятий, состоящих в единой технологической цепочке, нацеленной на конечный продукт, производимый в республике. Через механизм акционирования увязываются интересы всех предприятий независимо от стран и территории их нахождения, создаются мощные транснациональные компании в форме финансово-промышленных груп (ФПГ). По логике лидерами этих ФПГ должны стать производители конечной продукции. Республика Беларусь, являясь сборочным цехом всего СНГ, должна стать лидером по многим видам производства конечной продукции. Но в кооперации за лидерство и контрольный пакет акций в транснациональных компаниях даже при наличии отмеченных условий предстоит побороться нашим хозяйственным кадрам.
Читайте также: