Содержание, задачи и требования к финансовой политике

Теория и практика хозяйствования выработали ряд требований, предъявляемых к финансовой политике. К ним относятся:

■ научный подход к выработке финансовой политики, предполагающий ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории (нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве);

■ учет специфики конкретных исторических условий, каждого этапа развития общества, особенности внутреннего положения и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства;

■ тщательное изучение опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта (своевременное изменение финансовой ПОЛИТИКИ на основе учета специфических особенностей даст возможность в короткие сроки и с меньшими потерями решить стоящие перед государством задачи);

■ соблюдение комплексного подхода при выработке и проведении финансовой политики путем ориентации
на выполнение ключевой задачи определенного этапа развития и обеспечение тесной взаимосвязи между основными частями экономической политики — финансово-кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы;

■ повышение эффективности использования финансовых ресурсов как результат действенности финансовой
политики (отказ от учета факторов роста эффективности использования финансовых ресурсов при проведении финансовой политики ведет к распылению средств, сокращению источников финансирования потребностей государства);

■ учет множества факторов при многовариантности расчетов с использованием метода наложения финансовых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране, прогнозирование результатов при выработке концепции финансовой политики;

■ предвидение последствий проведения намеченных финансовых мероприятий, позволяющих избежать не
предсказуемых изменений в финансовой политике, создавая благоприятные условия для деятельности
предприятий;

■ широкое использование выводов политзкономической и финансовой наук, составляющих необходимую базу
для выработки эффективной финансовой политики;

■ наличие обширной и достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, о состоянии дел в экономике, всестороннее использование математического моделирования и
электронно-вычислительной техники.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребность общественного развития, интересы всех слоев общества, конкретно-исторические условия.

Результативность финансовой политики в годы перестройки и перехода экономики к рыночным условиям сопровождалась неблагоприятными финансово-кредитными проявлениями, связанными прежде всего с недостаточностью учета сложностей проблем перехода к рыночным отношениям, завышенной оценкой роли монетарных механизмов в саморегулировании переходной экономики, потерей управляемости экономикой и всеми фазами воспроизводственного процесса. Все это многократно увеличивало масштабы финансового кризиса.

Основными целями финансовой политики являются: наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей государства. В соответствии с этим посредством финансовой политики изыскиваются резервы и благоприятные условия для развития малого бизнеса и предпринимательской деятельности. Наряду с этим важное место отводится определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов.

Финансовая политика способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, использованию местных ресурсов.

Финансовая политика способствует развитию экономических связей со всеми странами мира и созданию совместных предприятий.

Для того чтобы лучше уяснить содержание, задачи и требования к финансовой политике и разделить сферы финансовых отношений, исходя из их сущности и содержания, следует различать как самостоятельные составные части финансовой политики: налоговую политику, бюджетно-финансовую и денежно-кредитную политику.

Налоговая политика как неотъемлемая часть финансовой политики реализует интерес государства. Ее главное назначение состоит в изъятии части валового общественного продукта на общегосударственные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении через бюджет. Свое назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную и стимулирующую функции. Первая реализуется посредством изъятия доходов населения и хозяйствующих субъектов для формирования бюджетного фонда; вторая выражается через экономические рычаги воздействия на усиление мотивов к труду, экономное расходование финансовых ресурсов, финансовую поддержку рыночных реформ, влияет на воспроизводственный процесс, стимулируя или сдерживая его развитие.

Бюджетно-финансовая политика как составная часть финансовой политики связана с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Расходы бюджета тесно связаны с его доходами. Активная роль государства в осуществлении экономических и социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Оно связано с действием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, формами предоставления бюджетных средств и т. д. Сочетание названных факторов на каждом из этапов развития государства порождает такую систему расходов, которая соответствует потребностям экономики, типу и уровню управления ею.

Финансовое оздоровление экономики невозможно без стабилизации финансово-кредитных отношений, представляющих основу финансовой политики государства. Целевыми ориентирами денежно-кредитной политики, вытекающей из финансовой политики, являются: повышение роли банковского кредита в стимулировании заинтересованности хозяйствующих субъектов в эффективном использовании заемных средств; более гибкий подход к предоставлению кредита, формированию банковских резервов; формирование финансового рынка; сокращение необоснованного перелива денег из сферы безналичного оборота в наличный; конвертируемость белорусского рубля; реорганизация сберегательного и страхового дела.

Таким образом, финансовая политика на нынешнем этапе характеризуется качественно новыми подходами к функционированию хозяйства с учетом перехода к рыночным условиям хозяйствования, реформы цен, оплаты труда, налоговой и кредитной систем, направленных на формирование нового финансового механизма.

Борьба с инфляцией, преодоление спада производства и дефицита бюджета, повышение социальной защиты населения — главные задачи современной финансовой политики Беларуси.

В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей.

Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост валового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособной продукции. Такое оздоровление можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укрепление курса белорусского рубля.


Читайте также:

Страницы: 1 2
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я