Современная роль государства в реализации финансовой политики

Основными причинами углубляющегося кризиса послужила неподготовленность новых государств к проведению самостоятельной финансовой политики. Сегодня рост эффективности и финансового оздоровления экономики зависит от умения государства сочетать государственные финансовые регуляторы с рыночным механизмом.

В настоящее время в условиях финансового кризиса необходимо обоснованное установление компетентного государственного регулирования финансовыми потоками. Опыт показывает, что монетаристские механизмы управления должны дополняться довольно жестким государственным регулированием.

Классическим идеологом рыночного курса на Западе являлся Эрхард, который отмечал, что чудо немецкого хозяйственного восстановления было вызвано финансовыми мероприятиями государственной власти.

Ряд азиатских стран СНГ отвергли неолиберальную монетаристскую концепцию реформ и методы шокотерапии. Они признали, что исходный период будет длительным и он должен проходить поэтапно в управляемом, регулируемом государством режиме с минимальными трудностями и потерями для населения.

Статистика показывает, что эти страны СНГ оказались в лучшем финансовом положении, чем Беларусь, и они уже имеют более прочную финансовую базу для продолжения реформ. В собственности государства остаются земля, ирригационные системы, добывающая промышленность, энергосистемы. Государство через финансовую политику оставляет за собой право прямого вмешательства в экономику.

Известный на Западе экономист Самуэльсон роль государства в экономической жизни своей страны определяет пятью функциями: обеспечение финансово-правовой основы для эффективного функционирования рыночной экономики; финансовая поддержка конкуренции; перераспределение доходов; регулирование распределения материальных и финансовых ресурсов; финансовая стабилизация экономики.

Именно успехи в государственном регулировании финансовых вложений в инвестиции и научно-технический прогресс позволили Японии в исторически короткий срок выйти на второе место в мире по экономической мощи и на первое — по эффективности. Подобным образом происходит развитие азиатских стран (Южная Корея, Тайвань и др.).

В последнее время идет бурный рост сбережений определенной части населения нашей республики. Проблема вложений этих сбережений — центральная проблема с точки зрения перспектив развития нашего государства.

Ясно, что государство не способно выполнять роль генерального инвестора. Бюджетные средства на развитие производства выделяются по остаточному принципу — после выполнения неотложных задач: зарплата учителям, врачам, финансирование обороны, безопасности, социальных программ и т. д. Централизованные инвестиции настолько малы и эти средства размазываются столь тонким слоем, что об эффективности их использования не может быть речи.

Центральным направлением должно стать внедрение механизма структурной инвестиционной политики, ориентированной на поддержку точек экономического роста, связанных с поддержкой приоритетных отраслей и видов производства в целях структурной перестройки. Возникает проблема оценки инвестиционных проектов. Госслужащий, который единолично решает, кому дать государственные ресурсы, не способен оценить эффективность того или иного инвестиционного проекта. Это может сделать только банк, который рискует своими деньгами.

В мировой практике известны примеры, когда техническое обоснование проектов, подготовленных для предприятий иностранными консультантами, не принималось банком-инвестором. Для банка безопаснее все сделать самому: изучить положение на рынке, состояние предприятия, изготовить проект и т. д.

Финансовую политику государства следовало бы строить так, чтобы примерно 80 % вкладываемых в развитие производства средств принадлежало частным инвесторам, а 20 % добавляло государство. Но бюджет будет финансировать только тот проект, который наиболее значим для государства: регионы высокой безработицы, конверсионные предприятия, новые технологии и т. д. Идея такова: государственные точечные влияния должны стимулировать перераспределение частных инвестиций в интересах общества, а не заменять эти инвестиции.

Финансовые возможности потенциальных отечественных инвесторов достаточно велики. По некоторым оценкам, внутри республики «гуляет» 2—3 млрд долларов —сумма, значительно превышающая ту, которую правительство может получить по всем кредитам Международного валютного фонда, Всемирного банка и т. д. Наша задача — использовать эти частные деньги, естественно, не путем экспроприации и национализации, а создать благоприятные условия для инвестиций.

Очевидно, что период первоначального накопления капитала рано или поздно должен завершиться. Новые люди, пройдя стадию полного удовлетворения личных потребностей, начнут заниматься инвестированием накопленных средств в производство. Коммерческие банки и финансовые компании будут совместно с правительством определять перспективы развития того или иного предприятия (необходимость государственной поддержки, ее размеры).


Читайте также:

Страницы: 1 2 3
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я