Сущность и значение государственного бюджета

Движение бюджетных ресурсов и сопутствующие им отношения необходимо определять с учетом их результативности как при формировании доходов бюджета, так и при их использовании.

Государственный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства. Для их прогнозирования разрабатывается основной финансовый план, который выполняется в процессе аккумуляции части национального дохода, его перераспределения на общегосударственные нужды. Поэтому при раскрытии понятия «государственный бюджет» любой страны целесообразно отразить одновременно три его важнейшие характеристики: форму, материальное содержание и экономическую природу-сущность. Так, государственный бюджет — это основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования главного централизованного фонда денежных средств.

Бюджет является и исторической категорией, появившейся с возникновением государства и развития товарно-денежных отношений и действующей в разных эпохах для обеспечения выполнения общегосударственных функций. Поэтому его сущность как экономической категории, основное назначение не меняются в зависимости от смены общественных формаций. Но на его содержание и роль влияют объективные и субъективные факторы. Среди объективных первостепенное значение имеет уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, природные, социальные особенности и др.

К субъективным факторам относятся тип государства, политика правительства в конкретном периоде и соответственно выдвинутые им приоритеты развития, уровень экономической, в том числе финансовой науки и т. п. Бюджеты разных стран в историческом периоде в условиях единой формации имеют много схожего: структуру доходов, расходов, несмотря на свои национальные и другие особенности.

Так, бюджеты стран, функционирующие в рыночной экономике, свои доходы формируют в решающей части за счет налогов. Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности.

Расходная часть бюджета отличается разнообразием, но в большинстве стран предназначена для финансирования общегосударственных программ (инвестиционные, экономические, развития производственной и социальной инфраструктуры и др.). Одновременно бюджетные ассигнования направляются в виде субсидий, кредитов, государственных гарантий и поручительств для финансовой поддержки фермерских хозяйств, малых, наукоемких фирм, жилищного хозяйства и др.

Несмотря на существенные сокращения в 90-х годах расходов на военные нужды, они занимают немалое место в бюджетах стран дальнего зарубежья. Вместе с ассигнованиями на содержание правоохранительных органов, аппарата управления и других, обеспечивающих внутреннюю и внешнюю безопасность граждан, расходы на военные нужды поглощают в среднем более 1/3 всех бюджетных ресурсов.

Хотя в рыночной экономике широко распространенной является платность социальных услуг, бюджет играет важную роль в социальной защите граждан, развитии непроизводственной сферы. За счет бюджета финансируются в основном начальное и среднее образование, медицинская помощь для бедных слоев населения, противоэпидемические мероприятия, культурные и другие социальные программы.

С помощью бюджета государства пытаются воздействовать на воспроизводственные процессы, сгладить некоторые отрицательные последствия действия стихийных рыночных сил. Поэтому бюджет, перераспределяющий значительную часть национального дохода, становится важнейшим инструментом государственного регулирования. При его формировании, изъятии доходов, направлении расходов и осуществляющемся при этом контроле регулируются экономические и социальные процессы. Достигается это посредством:

1) налогов, влияющих на развитие производства товаров, услуг, спрос на них и предложение;

2) бюджетного финансирования общегосударственных программ, обеспечивающих расширение, обновление производства, совершенствование его структуры, социальные гарантии и определенный культурный уровень всех членов общества, их безопасность;

3) финансовой поддержки некоторых отраслей, предприятий, хозяйств для выравнивания экономических условий их функционирования или более быстрого развития (через субвенции, льготные, беспроцентные кредиты и др.);

4) образования за счет бюджетных ресурсов специальных фондов, резервов для предупреждения диспропорций
в развитии экономики;

5) социальных гарантий гражданам, поддержки не трудоспособных и бедных слоев населения.

Результативность государственного регулирования с помощью бюджета и налогов достигает определенного эффекта при использовании прогрессивных форм, методов образования доходов бюджета и их расходования, постоянного контроля за данным процессом. В развитых странах решающей становится роль бюджета в реализации финансовой политики правительства, регулировании общественными процессами, воздействии на оптимизацию стоимостных пропорций, воспроизводства и его расширение, развитии социальной сферы и т. п.

Переходный период к рыночным отношениям, в котором очутилась экономика Республики Беларусь, существенно отражается на содержании, структуре доходов и расходов ее бюджета. Через консолидированный бюджет суверенной республики перераспределяется значительная часть национального дохода (более 50 %). Характерным является его быстрый абсолютный и относительный рост, особенно расходов, что вызвано инфляционными процессами и расширением функций суверенного государства, необходимостью самостоятельного обеспечения внутренней и внешней безопасности Беларуси.

Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90 %). Она отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны. Однако уровень налогообложения товаропроизводителей республики весьма высокий, что не стимулирует в должной мере развитие производства и рыночной инфраструктуры.

В структуре расходов по сравнению с прошлым периодом происходит усиление социальной направленности бюджетных ресурсов. Прямые расходы на социально-культурные мероприятия, включающие просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение и программы финансовой поддержки нетрудоспособных, малоимущих слоев населения, превышают 1/3 всех расходов. Но при этом ассигнования отстают от увеличения общего объема бюджета, затрат на финансирование, содержание правоохранительных органов, армии, обслуживание государственного долга и других непроизводительных расходов.

Происходит некоторое снижение удельного веса расходов на народное хозяйство в связи с расширением самостоятельности объектов хозяйствования, самофинансирования их затрат. Бюджет Республики Беларусь остался источником финансирования капитальных вложений объектов только общегосударственных инвестиционных и природоохранных программ. Помощь отдельным предприятиям, хозяйствам для выравнивания экономических условий развития осуществляется в виде субвенций, льготных кредитов и др. Однако остались еще атрибуты плановой экономики, когда убыточным предприятиям выдаются дотации, возмещается разница в ценах на некоторые товары первой необходимости. За счет либерализации цен на все товары, упорядочения тарифов на услуги эти расходы имеют устойчивую тенденцию к сокращению.

Для бюджетов переходного периода характерным стало резервирование части финансовых ресурсов в специальных фондах (резерв Президента, Кабинета Министров, Министра финансов, стабилизации экономики и др.), позволяющих финансировать непредвиденные расходы, несколько смягчить диспропорции в экономике и снять социальную напряженность в обществе. Одновременно растут расходы на непроизводительные цели: управление, армию, правоохранительные органы, обслуживание государственного долга, содержание дипломатических учреждений, взносы по квотам для проведения совместных мероприятий в мировом сообществе и т. п. На эти цели расходуется ежегодно более 1/5 всех бюджетных ассигнований.

Расходы бюджета растут быстрее, чем доходы, в результате увеличивается дефицит бюджета, оказывающий негативное последствие на сбалансирование экономики Республики Беларусь. Не случайно правительством принимаются меры к сокращению бюджетного дефицита посредством расширения потенциальной базы укрепления доходной части бюджета и разумного уменьшения расходов, управления бюджетным дефицитом в течение финансового года.

В переходном периоде происходят и существенные изменения в бюджетном устройстве Беларуси за счет усиления самостоятельности всех органов власти в формировании и исполнении своих бюджетов, расширения их имущественных и финансовых прав.


Читайте также:

Страницы: 1 2
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я