Зарубежный опыт социальной защиты

К рискам, от которых страхуют человека в рамках системы социального обеспечения западноевропейских стран, относятся: болезнь, старость, инвалидность, смерть кормильца, безработица, несчастный случай на производстве. Исходя из этого, вся система социального обеспечения подразделяется на следующие направления:

а) страхование больничное (медицинское), т. е. от риска заболеваний;

б) страхование по старости или пенсионное;

в) страхование от безработицы;

г) страхование от несчастных случаев.

Особого внимания заслуживает в этом вопросе порядок финансирования услуг системы соцобеспечения. Здесь могут быть два варианта: во-первых, за счет выделения средств из госбюджета, во-вторых, за счет специальных взносов (из зарплаты граждан или за счет отчислений предприятий — нанимателей).

В пользу финансирования из госбюджета говорит тот факт, что формирование доходов бюджета происходит за счет налогов физических и юридических лиц, а значит, все общество принимает участие в финансировании системы соцобеспечения. Против этой системы выступает тот факт, что в период кризисов налоговые поступления сокращаются, а потребность в фининсировании социальной защиты возрастает.

Социальное страхование в Скандинавских странах (Дании, Норвегии, Исландии, Швеции, Финляндии) имеет следующие формы: на случай болезни, безработицы, инвалидности, по старости и от несчастного случая на производстве.

Расходы по страхованию от несчастных случаев покрываются за счет владельцев предприятий, в остальных видах страхования расходы распределены в разной мере между самими застрахованными, владельцами предприятий, общинами и государством. Что же касается системы управления делом социального страхования, то в ней нет единства. В Дании, Швеции и Финляндии, например, социальное страхование децентрализовано и осуществляется органами самоуправления.

В США существуют две формы частного страхования — коллективное по месту работы и индивидуальное.

Ведущей формой является коллективное страхование. Коллективные договоры между профсоюзами и предприятиями, как правило, предусматривают определенные социальные выплаты и гарантии. Однако аналогичные виды частного социального страхования существуют и во многих отраслях и фирмах, где профсоюзы отсутствуют.

Предприниматели рассматривают свое участие в различных частных страховых «планах» как средство закрепления на своих предприятиях наиболее квалифицированной рабочей силы и административного персонала.

Несмотря на значительный рост, частная пенсионная система охватывает втрое меньшее число трудящихся, чем государственная. Кроме того, при начислении государственной пенсии учитывается общий стаж независимо от того, менял человек место работы или нет, а для получения частной минимальной пенсии человек должен иметь, как правило, 10 лет непрерывного стажа в одной фирме.

В большинстве пенсионных планов размер будущей пенсии увеличивается за каждый год трудового стажа на фиксированный процент от конечного заработка, например на 1,5 %. В этом случае рабочий или служащий с 30-летним стажем получит пенсию в размере 45 % от конечного заработка. Кроме того, в большинстве частных пенсионных планов действует формула, согласно которой процентное отношение пенсии к зарплате выше для высокооплачиваемых категорий работников, т. е. прежде всего для высшего и среднего управленческого аппарата.
Частная пенсионная система в определенной мере контролируется государством на основе прежде всего двух законов — Налогового кодекса США и Закона о частном пенсионном обеспечении. Эти законы предусматривают налоговые льготы участникам пенсионных планов, в то же время пытаются ограничить наиболее грубые махинации и злоупотребление многомиллиардными пенсионными фондами, поскольку злоупотребления со стороны руководства корпораций и фирм встречаются весьма часто.

В послевоенный период в США в рамках частного социального страхования получили распространение так называемые дополнительные выплаты.


Читайте также:

Страницы: 1 2
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я