Центральные банки: возникновение, развитие, роль в экономике и банковской системе

По названному выше Закону (ст. 4) Банк России выполняет следующие задачи (в тексте Закона по ошибке названные функциями):

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) монопольно эмитирует наличные деньги и организует их обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует их рефинансирование;

4) устанавливает правила проведения расчетов (платежей) в стране;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) обслуживает счета бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ (если иное не установлено в федеральных законах);

7) управляет находящимися у него золотовалютными резервами;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) надзирает за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями;

11) самостоятельно или по поручению Правительства РФ проводит все виды банковских операций (сделок), необходимых для выполнения его функций ;

12) организует и проводит валютное регулирование и валютный контроль;

13) определяет порядок расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ;

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление такого баланса;

17) устанавливает порядок и условия деятельности валютных бирж по организации операций покупки и продажи иностранной валюты, выдает, приостанавливает и отзывает разрешения валютным биржам на организацию операций покупки и продажи иностранной валюты;

18) анализирует и прогнозирует состояние экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

19) компенсирует физическим лицам их вклады в банках, признанных банкротами, но не участвующих в системе страхования вкладов в банках РФ.

Примерно аналогичный перечень задач стоит перед каждым центральным банком. Известным обобщением содержания всех этих задач (не функций), попыткой выделить «самые главные» из них можно считать давно устоявшиеся в литературе несколько публицистичные характеристики центрального банка как единого эмиссионного центра страны, банка правительства, банка банков и т.п.

Основные инструменты денежной и кредитной политики центральных банков. Чтобы центральный банк мог хорошо выполнять свои функции и задачи, проводить в жизнь выработанную (часто вместе с правительством) денежную и кредитную политику, ему нужны не только ответственность и полномочия, но также определенные инструменты (методы, способы, приемы, технологии).

К числу таких инструментов, применяемых центральными банками, принято относить, в частности: проведение операций на открытом рынке с ценными бумагами (преимущественно с государственными); проведение интервенций на валютном рынке; установление целевых ориентиров роста показателей денежной массы (таргетирование); рефинансирование коммерческих банков (выдача им кредитов), изменение соответствующих процентных ставок и иных условий рефинансирования; резервирование (депонирование) банками части привлеченных ими средств в центральном банке, изменение норм и других параметров такого резервирования; прием временно свободных денег банков в депозиты, изменение соответствующей процентной ставки и других условий таких депозитных операций; установление для банков обязательных и расчетных экономических нормативов деятельности; прямые количественные ограничения (установление пределов процентных ставок и их периодическое «замораживание», прямое ограничение объемов кредитования, регулирование конкретных видов кредита для стимулирования или сдерживания определенных видов производства).

Различные комбинации перечисленных инструментов позволяют центральному банку в зависимости от экономической стратегии государства на том или ином этапе проводить политику «дорогих» или «дешевых» денег, имея в виду посредством соответствующей политики добиваться понижения или повышения деловой активности участников экономического процесса. Решающим при этом является воздействие на кредитотворческую способность банков. Все перечисленные инструменты могут быть эффективными только в том случае, если они внутренне не противоречат друг другу и применяются в тесной увязке с бюджетной, налоговой, структурной, инвестиционной политикой государства и при опоре на хорошо отработанное законодательство.

Указанные инструменты приспособлены для выполнения центральным банком только его первой целевой функции, которую коротко можно интерпретировать как функцию регулирования денежного обращения в стране.

Вопрос инструментария, потребного для выполнения центральным банком его другой целевой функции — обеспечения формирования и эффективного развития самой банковской системы, должен быть поставлен отдельно. Пока же следует отметить, что каждая из названных двух основных функций требует собственного набора инструментов. Если у центрального банка имеются только инструменты денежной и кредитной политики, то условно можно считать, что он располагает только половиной необходимого инструментария.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я