Прибыль как результат предпринимательской деятельности

В прошлые годы расчет прибыли производился на основе информации об объеме выпуска (реализации), издержек производства, обращения и цен. В условиях директивное™ метод давал точные цифры.

При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйственная прибыль планируется на год в рамках текущего финансового плана.

Сложившаяся ситуация крайне затрудняет годовое планирование, и предприятия могут составлять более или менее реальные планы по прибыли по кварталам. Поскольку планирование прибыли «привязано» к расчету авансовых платежей по налогу на прибыль и порядку внесения их в бюджет, то составление квартальных планов становится необходимым.

Плательщики налога на прибыль заинтересованы втом, чтобы разница между заявленным ими размером авансовых платежей налога и фактическими платежами была минимальной. Однако более важная цель планирования прибыли — определение возможностей предприятия в финансировании своих потребностей.

Объектом планирования выступают планируемые элементы балансовой прибыли, главным образом прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета служит объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах.

В наиболее общем виде прибыль — это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается прибыль. Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:

где ПТ1! — прибыль по товарному выпуску планируемого периода; Ц^ — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок); С^ — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитана в смете затрат на производство и реализацию продукции).

Прибыль на реализуемую продукцию рассчитывается иначе:
Прп = Врп ~ Срп>

где Прп — планируемая прибыль от продукции, подлежащей реализации в предстоящем периоде; Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок); С — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

Исходя из того, что объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода, то расчет плановой суммы от реализации продукции примет вид:

где flpti — прибыль от реализации продукции в планируемом периоде; По) — прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода; П — прибыль по товарной продукции, планируемой к выпуску в пред-

стоящем периоде; По2 — прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода.

Именно такая методика расчета лежит в основе применения укрупненного прямого метода планирования прибыли, при котором легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4 5
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я