Прибыль как результат предпринимательской деятельности

Другая разновидность метода прямого счета — метод поассортиментной позиции, для чего необходимо располагать соответствующими данными.

Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты.

Укрупненный метод прямого счета применим на предприятиях с незначительной номенклатурой выпускаемой продукции. Метод поассортиментного расчета используется при более широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции. Главное достоинство метода прямого счета при известных ценах и известных затратах в течение планируемого периода — его точность.

Ранее метод прямого счета был основным при планировании прибыли, так как предприятия исходили из однозначно определенного объема реализованной продукции, круга покупателей, фиксированных цен. В условиях скрытой, подавленной формы инфляции цены на потребляемое сырье оставались практически неизменными.

Заработная плата и амортизационные отчисления не оказывали такого влияния на себестоимость, как в нынешних условиях. Расчет прибыли был, по существу, производным показателем от объема реализуемой продукции и ее себестоимости.

А поскольку каждое предприятие производило установленную ему номенклатуру продукции, то не требовалось искать альтернативных решений для увеличения массы прибыли.
В современных условиях хозяйствования метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, заработная плата и другие обстоятельства, что исключает возможность его использования в годовом и перспективном планировании. В этих случаях наиболее приемлем так называемый факторный метод планирования прибыли.

В его основе лежат следующие принципы:

1) прогнозный характер планирования;
2) применение достаточно гибких показателей с определенной степенью отклонений от избранной величины;
3) полный учет инфляционных изменений;
4) использование базовых показателей за предшествующий год;
5) четкая система факторов, влияющих на планируемый показатель;
6) выбор оптимального значения показателя из ряда вариантов, в результате чего прибыль получает значение исходного, целевого показателя, на основе которого разворачивается дальнейший процесс планирования.

Расчет базовых показателей за предшествующий год. Базовые показатели за предшествующий год — это отчетные показатели, но скорректированные на условиях, действующих к началу планового периода, сопоставимые с ними и освобожденные от случайных факторов.

Постановка целей хозяйственной деятельности на тонируемый год. Эти цели должны быть четко сформулированы, согласованы с потребностями рынка и ресурсными ограничениями и в дальнейшем сгруппированы в факторы, непосредственно воздействующие на величину прибыли. В качестве исследуемых могут быль следующие факторы:

■ увеличение или уменьшение выручки от реализации сравнимой
продукции (той, которая выпускалась в базовом году, т.е. из
вестны ее полная себестоимость и объемы выпуска) в сопоста
вимых ценах;
■ изменение себестоимости сравнимой продукции;
■ выпуск новой, несравнимой продукции;
■ изменение цен на продукцию предприятия;
■ изменение цен на покупные товарно-материальные ценности;
■ изменение оценки основных средств и капитальных вложений;
изменение оплаты труда в связи с инфляцией;
■ изменение прибыли от прочей реализации и внереализационных операций;
■ изменение стоимости активов предприятия;
■ увеличение или уменьшение собственного капитала предприя
тия.Эти факторы при необходимости могут быть дополнены или детализированы в соответствии с целями предприятия.

Прогноз индексов инфляции. Предполагаемые индексы инфляции предприятие определяет на основе собственной информации о движении цен и неизменности структуры продукции и затрат, поэтому возникает необходимость в постоянном наблюдении и отслеживании подробной информации. При факторном планировании прибыли рассчитывают следующие индексы инфляции:

■ И( — изменение цен для продукции (работ, услуг), производи
мых предприятием;
■ И2 — изменение «покупных» цен для ТМЦ, приобретаемых пред
приятием;
■ И5 — изменение стоимости основных средств и капитальных
вложений по балансовой оценке;
■ И4 — изменение средней заработной платы в связи с инфляцией.

Расчет плановой прибыли и рентабельности. Выбор оптимального варианта.

Одним из преимуществ факторного планирования прибыли по сравнению с методом прямого счета является то, что оно показывает влияние внешних факторов на величину прибыли, однако факторное планирование не учитывает в достаточной степени всех меняющихся условий хозяйствования, а индексы инфляции носят прогнозный, а значит, неточный характер.

Прибыль — важный показатель, однако ее абсолютная величина не может служить критерием для оценки деятельности разных предприятий или динамики результатов одного предприятия в разные периоды. Рост прибыли не всегда является следствием усилий предпринимателя и эффективности экономической деятельности.

Это может быть достигнуто за счет монопольного положения на рынке, спекуляции игр, инфляционных процессов и т.д., поэтому наряду с прибылью используется другая экономическая категория — рентабельность.

Более объективный показатель — относительная величина прибыли, рентабельность, которая применяется в двух модификациях: рентабельность изделий (продукции) и рентабельность производства.

Рентабельность изделий Рим определяется как отношение прибыли, полученной от выпуска (реализации) продукции к ее себестоимости, т.е.

где Пиш — прибыль от реализации изделия, руб/шт.; S — полная себестоимость изделия, руб/шт.
Функцию объективного критерия лучше выполняет показатель рентабельности производства Р, характеризующий относительную величину прибыли на единицу используемых основных фондов и нормируемых оборотных средств.

Рентабельность производства рассматривают в двух аспектах: рентабельность продукции Рлрод и рентабельность предприятия (общая рентабельность) Р^^.

4.2. Амортизация — источник финансовых ресурсов предприятия 97
Обшая рентабельность Ро6щ исчисляется как отношение размера балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов А^фГ и нормируемых оборотных средств К^ норм:

Рентабельность инвестиций Ринв исчисляется как отношение Пч к инвестиционному капиталу:

Перечисленные показатели зависят от многих факторов и существенно варьируются по предприятиям различного профиля, размера, структуры активов и источников средств.

Однако цель любой коммерческой организации — получение максимальной прибыли, что тесно связано с эффективным управлением капиталом.

Показатели рентабельности находятся в тесной зависимости от показателей оборачиваемости капитала. Действительно, финансовые результаты напрямую связаны с тем, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4 5
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я