Выставки
В Западной Европе большими комплексами принято считать помещения площадью свыше 300 тыс. кв. м, средними — центры в 150 тыс. кв. м, ну а в самом маленьком должно быть не меньше 30 тыс. кв. м. Наиболее престижным в мире считается National Exhibition Centre (NEC), расположенный в Бирмингеме (Англия). Каждый год NEC посещают около 4 миллионов человек. Выставки размещаются на 16 выставочных блоках и в конференц-залах, площадь которых в общей сложности составляет 158 тыс. кв. м. Центр построен недалеко от аэропорта и имеет собственную железнодорожную станцию, а также зал на 12 600 мест, где можно проводить концерты и даже спортивные соревнования. Похожую инфраструктуру имеет и центр в Дюссельдорфе.Среди московских выставочных комплексов европейскому уровню отчасти может соответствовать только «Экспоцентр», организующий 50 выставок в год. «Наш выставочный комплекс имеет инфраструктуру высокого уровня, он находится среди 50 лучших мировых комплексов», — утверждает представитель дирекции «Экспоцентра» г-н Мотов.
Действительно, ЗАО «Экспоцентр», которое ежегодно сдает в аренду в общей сложности около 250 тыс. кв. м, предлагает заказчикам 4 зала для проведения симпозиумов, конгресс-центр, складской корпус и три автостоянки. Равняясь на европейские стандарты, «Экспоцентр» даже «опоясал» себя галереей «Садко-Аркада» с сетью кафе и ресторанов. Однако ЗАО, располагая площадью «нетто» в 30 тыс. кв. м (чистая выставочная площадь) и «брутто» в 60—70 тыс. кв. м (площадь с коридорами и проходами, на которые уходит от 40 до 60 процентов общей физической площади), может соответствовать разве что самому маленькому европейскому комплексу. Например, Люксембургскому выставочному центру, чья площадь 70 тыс. кв. м. Но для маленького государства Люксембург с 400 тыс. жителей этого достаточно, а вот для Москвы маловато. По словам представителей «Экспоцентра», в момент проведения наиболее популярных выставок «за бортом» остается до 20 процентов потенциальных участников, которым не хватило места. В планах руководства ЗАО расшириться еще хотя бы на 20 тыс. кв. м.
Конкуренцию «Экспоцентру» могли бы составить «Совинцентр» и Центр международной торговли, который тоже располагает необходимой инфраструктурой, к тому же более современной, чем «Экспоцентр» (оба предприятия размещаются в одном комплексе на Краснопресненской набережной). Однако «Совинцентр» строился как бизнес-центр, в нем расположены представительства многих торговых фирм, есть помещения для проведения конференций и переговоров, а собственно выставочных площадей очень мало, поэтому здесь могут разместиться только небольшие выставки.
Выставочный комплекс «Сокольники» (40 тыс. кв. м), по словам Владимира Бутова из Российской торгово-промышленной палаты, «несмотря на свою небольшую площадь, хорошо приспособлен для выставок». Однако западные компании редко соглашаются там выставляться. С такими минусами, как удаленное от центра местоположение и отсутствие современной инфраструктуры, готовы мириться разве что мелкие российские производители, во что бы то ни стало желающие выставить свой товар.
Примерно то же можно сказать о бывшей советской гордости ВДНХ, ныне ВВЦ — Всероссийском выставочном центре. Европейскому уровню он соответствует лишь размерами закрытых экспозиционных площадей — 120 тыс. кв. м. Но для проведения выставок, к сожалению, из них подходит только треть. Часть павильонов строилась на бесфундаментной основе (ведь ВДНХ поначалу возводилась всего на год), некоторым зданиям уже за 50 лет. Они не имеют необходимых коммуникаций и пригодны разве что для торговли аудио- и видеоаппаратурой, бытовой техникой, мебелью и одеждой. Собственно, так ВВЦ и используют — как вещевой рынок. Сегодня торговое место здесь может получить каждый, кто готов платить около 3 долларов за 1 кв. м площади, то есть около 1000 долларов в год. Есть и другая проблема. Въезд на личных автомобилях на огромное поле выставки в 242 га запрещен, а добираться пешком до нужного павильона придется не меньше 15—20 минут.
Компании-организаторы либо их партнеры предлагают экспонен¬там дополнительный сервис. За оформление арендованной площади, то есть за витрины, мебель, напольные покрытия, а также за пользование телекоммуникациями — телефоном, факсом, электронной почтой, доступ к Интернету, платить не надо.
Но за аудио- и видеооборудование участнику нужно платить отдельно. Как рассказал Евгений Яковлев, директор фирмы «Экспопартнер», специализирующейся на оформлении выставочных интерьеров, стоимость обустройства 1 кв. м — от 50 до 100 долларов. Директор «Экспоцентра» чувствует весьма жесткую конкуренцию на своем рынке: «Идет настоящая драка за клиента». По оценке г-на Яковлева, каждый квадратный метр обходится российскому участнику выставки (аренда площади и стендов, оформление и сервис) минимум в два раза дешевле, чем иностранному, поскольку тот несет дополнительные расходы на доставку экспонатов и выплату командировочных сотрудникам. Поэтому многие фирмы поручают «представлять» себя на выставке дистрибьютерам, базирующимся в Москве.
О сервисе — услугах охранников, переводчиков, длинноногих моделей — своеобразном дополнении интерьера и приветливых «хозяек салона» (тех, кто может объяснить что к чему) — выгоднее побеспокоиться заранее. Час работы охранника, договор с которым подписан за два с лишним месяца до начала выставки Comtek International, обходится в 12 долларов, заказ на месте — уже 15. Услуги переводчика стоят 280 долларов в день, объяснения хозяйки экспозиции — столько же. А вот за обольстительную улыбку модели придется раскошелиться уже на 400 долларов (на месте — 500).
Демонтаж экспозиции стоит ПО дол. (по предварительной договоренности) и 175 дол. (когда хватаешь кого-то под конец выставки). Впрочем, уборщиков, помощников и даже переводчиков можно набрать из числа студентов, мечтающих о временных подработках. Их услуги обойдутся примерно в 100 руб. в день. Некоторые компанииорганизаторы, например, «Крокус», даже имеют собственные базы данных таких «батраков».
По мнению экспертов, отсутствие необходимого количества площадей во многом тормозит развитие выставочного бизнеса и мешает привлечению новых экспонентов. В последние годы конкуренция между организаторами выставок постоянно усиливается. Но по сути эта конкуренция сводится к борьбе за выставочные площади.
Читайте также: