Учёт и отчетность банка: исходные положения
Кроме того, в документ входят 14 приложений, в том числе:1. Схема обозначения лицевых счетов и их нумерации (по основным счетам), в которую включены Перечень условных обозначений (шифров) документов, проводимых по счетам в
кредитных организациях, и Список парных счетов, по которым сальдо может изменяться на противоположное.
2. Организация и ведение бухгалтерского учета в дополнительных офисах кредитных организаций (филиалов).
3. Схема аналитического учета доходов и расходов в кредитных организациях.
4. Форма отчета кредитной организации о прибылях и убытках.
5. Перечень операций кредитных организаций, подлежащих дополнительному контролю.
6. Форма ведомости остатков на счетах кредитной организации.
7. Форма ведомости остатков средств, размещенных (привлеченных) кредитной организацией.
8. Форма оборотной ведомости по счетам кредитной организации.
9. Форма бухгалтерского баланса кредитной организации.
10. Порядок учета основных средств, нематериальных активов, материальных запасов.
11. Порядок учета вложений (инвестиций) в ценные бумаги и операций с ценными бумагами.
К этому уровню относятся и многочисленные нормативные акты Банка России, регламентирующие учет отдельных групп банковских операций и вопросы их отчетности. К документам данного уровня могут относиться также материалы Центрального банка или его подразделений и учреждений, в которых разъясняются от-дельные вопросы бухгалтерского учета в банках и их отчетности.
К документам третьего уровня следует отнести внутренние документы конкретного банка, в которых решаются отдельные вопросы учета, не урегулированные в документах предыдущих уровней. В эту группу входят рабочий план счетов бухгалтерского учета, рабочие положения о порядке проведения отдельных учетных операций, формы первичных учетных документов, правила документооборота, технология обработки учетной информации и другие документы и материалы, в совокупности образующие содержание учетной политики банка.
Принципы учета в банках и вопросы их реализации.
Международно признанными считаются следующие принципы бухгалтерского учета в банках (они отражены в действующем в России Плане счетов в кредитных организациях и части I Правил учета).
Принцип непрерывности деятельности — предполагается, что в обозримом будущем банк будет продолжать функционировать.
Принцип преемственности (постоянства методов учета) — подразумевается, что банк из года в год придерживается одних и тех же правил учета, кроме случаев существенных перемен в его деятельности или правовом механизме. В противном случае должна обеспечиваться сопоставимость с отчетами за предыдущие периоды.
Принцип осторожности (при совершении операций) — означает, что банк:
а) к оценке своих активов и пассивов, доходов и расходов (их отражению в отчетах) подходит с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже су-ществующие риски, потенциально угрожающие его финансовому положению, на следующие периоды; все возможные убытки банк отражает в финансовой отчетности до момента их фактического возникновения, а все возможные прибыли, как правило, не принимает во внимание до момента их фактического получения или до тех пор, пока не возникнет уверенность в их получении, т.е. отражает в отчетности только реально заработанные до конца отчетного периода доходы (принцип отражения доходов и расходов по так называемому кассовому методу), если в отношении учета отдельных операций в Правилах учета не установлено иное;
б) из предосторожности создает резервы под выданные кредиты и другие операции.
Принцип своевременности отражения операций — предполагает их отражение в учете в день их совершения (поступления документов), если иное не предусмотрено в нормативных актах Банка России.
Принцип раздельного отражения активов и пассивов — означает их развернутое и отдельное отражение и оценку.
Принцип преемственности входящего баланса — имеется в виду соответствие (равенство) учтенных остатков на начало текущего отчетного периода остаткам на конец предшествующего отчетного периода.
Принцип приоритета содержания над формой — требует показывать операции прежде всего в соответствии с их экономическим содержанием, а не с их юридической формой.
Данный принцип содержит определенное внутреннее противоречие и на практике ведет к известной коллизии: относительно экономического содержания многих операций могут быть разные суждения и мнения (и каждый будет считать свое мнение мотивированным), а юридические нормы, если уж они установлены, ни бухгалтерия, ни кто-либо другой не может нарушать под страхом неизбежных санкций. Поэтому требование показывать операции не в соответствии с их юридической формой, а как-то иначе выглядит в определенном смысле провокационным. Указанная коллизия может быть снята одним путем — если юридическая форма будет адекватно отражать экономическое содержание соответствующей операции.
Принцип открытости — требует, чтобы отчеты были достоверными, достаточно подробными и понятными информированному пользователю (чтобы не допускались двусмысленности в оценке позиции банка) и содержали пояснения наиболее важных показателей.
Принцип консолидации — предполагает, что отчетность составляется в целом по банку с учетом его дочерних и совместных организаций (с исключением взаимных платежей и вложений).
На практике реализация указанных принципов и отражение в учете конкретных ситуаций сопряжены со значительными трудностями.
Базовые принципы построения плана счетов.
К числу таких принципов относят следующие.
1. Разделение счетов на активные и пассивные (отказ от использования активно-пассивных счетов).
2. Единообразное отражение операций, совершаемых в различных денежных единицах (отказ от «валютного» раздела баланса).
3. Использование единой временной структуры активных и пассивных операций.
4. Разрешение банкам открывать дополнительные счета, необходимые им для более точного отражения проводимых операций.
5. Разделение счетов по типам клиентов.
6. Использование счетов для расчетов банков со своими филиалами.
7. Четкое отделение операций хозяйственной деятельности банка от его банковских операций.
Читайте также:
Страницы: 1 2