Учётная и налоговая политика банка
Однако определенный Банком России перечень разделов учетной политики не является (и не может быть) закрытым. С учетом этого в ней есть смысл и необходимость определить и закрепить также:1) допущения, выбранные банком при формировании учетной политики;
2) организацию рабочего дня бухгалтерских работников;
3) порядок ведения налогового и управленческого учета;
4) порядок хранения документов и баз данных;
5) момент признания доходов и расходов банка;
6) периодичность и порядок формирования и использования финансовых результатов деятельности;
7) периодичность и порядок создания и использования резервов и фондов;
8) периодичность расчетов по налогу на прибыль;
9) вариант расчетов по налогу на добавленную стоимость;
10) периодичность получения доходов от передачи имущества в доверительное управление, текущую аренду, лизинг;
11) периодичность списания доходов и расходов будущих периодов на доходы и расходы отчетного периода;
12) деление средств труда на основные средства и малоценные предметы;
13) отдельные элементы учета: кредитных операций, влияющих, на финансовые результаты; операций с ценными бумагами, влияющих на финансовые результаты; участия банка в уставных капиталах других организаций; операций с иностранными валютами; материальных ценностей и нематериальных активов; операций доверительного управления, периодичности распределения прибыли и перечисления ее учредителям доверительного управления;
14) порядок приобретения нематериальных активов, оборудования для лизинга;
15) периодичность распределения прибыли банка.
В любом случае учетная политика банка должна отвечать требованиям: полноты отражения в учете всех фактов хозяйственной деятельности; осмотрительности (осторожности); приоритета содержания перед формой; непротиворечивости; рациональности и экономичности ведения учета.
Учетная политика банка должна быть оформлена приказом, распоряжением либо иным организационно-распорядительным документом. Изменения в учетной политике банка могут приниматься в случаях его реорганизации (слияние, разделение, присоединение), смены собственников, изменений законодательства РФ или в механизме нормативного регулирования бухгалтерского учета, разработки новых способов учета. Изменения в учетной политике также оформляются приказом или распоряжением.
Утвержденную приказом (распоряжением) учетную политику банк должен представить в налоговый орган по месту своей регистрации. Любые изменения, вносимые банком в свою учетную политику в будущем отчетном периоде, также должны быть согласованы с указанным органом.
О налоговой политике банка.
Особенность учетной политики в современных условиях — необходимость разработки наряду с учетной политикой для целей собственно бухгалтерского учета также и специальной учетной политики для целей расчетов по налогам (и иным обязательным платежам).
В недалеком прошлом все данные, необходимые для правильного исчисления налогов, подлежащих уплате в бюджеты, формировались в составе бухгалтерского учета и могли непосредственно использоваться как при расчете налогов, так и при составлении налоговых деклараций. Сейчас бухгалтерский учет и налоговый учет — это самостоятельные учетные системы, преследующие разные цели и имеющие разные законодательные базы.
Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ (НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ). Есть также законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, состоящее из региональных законов и иных нормативных актов о налогах и сборах, принятых в соответствии с НК РФ (п. 4 ст. 1 НК РФ).
Налоговый учет предназначен для накопления и обработки информации, необходимой для исчисления и уплаты предприятиями и организациями распространяющихся на них налогов (иных обязательных платежей) и для контроля за своевременным исполнением ими обязанности вносить соответствующие суммы в бюджеты.
В соответствии с НК РФ (п. 1 ст. 23) основные задачи налогового учета следующие:
• учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена в законодательстве о налогах и сборах;
• представление в налоговый орган по месту учета деклараций по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена в законодательстве о налогах и сборах.
Объектами налогового учета могут быть (п. 1 ст. 38 НК РФ): операции реализации товаров (работ, услуг); имущество, прибыль, доход; стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристики, если с наличием таких объектов у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности платить налог. При этом каждый налог имеет самостоятельный объект обложения.
Начиная с 2001 г. в налоговое законодательство вводится норма о необходимости формирования предприятиями и организациями своей учетной политики для целей налогообложения. Сама эта норма стала применяться с 2002 г.
Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным в НК РФ.
Положения указанной главы Налогового кодекса допускают значительные расхождения порядков группировки и учета хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете. Так, налоговый учет в организаций может быть построен по двум схемам: в первом случае регистры налогового учета формируются на основании данных первичных документов независимо от бухгалтерского учета, во втором — на основании данных регистров бухгалтерского учета и их корректировки. Выбор той или иной схемы налогового учета является элементом учетной политики организации. Организация должна самостоятельно разработать регистры налогового учета.
Читайте также: