Концепция и этапы создания банка
Основные требования.Организация банка требует гораздо больше труда и навыков, чем создание какой-либо другой коммерческой организации.
Процедура создания банка в основном соответствует порядку, изложенному в таком «сборном» нормативном акте, каким является Инструкция № 109. Указанный порядок состоит из трех основных этапов: подготовительной работы; государственной регистрации банка в качестве юридического лица; получения лицензии (права проводить банковские операции).
Последние два этапа предполагают прохождение двухступенчатой процедуры: рассмотрение и согласование подготовленных документов на создание банка в ТУ ЦБ по предполагаемому месту нахождения будущего банка (его головной конторы) и рассмотрение тех же документов с приложенным к ним заключением ТУ в центральном аппарате Банка России. При этом во втором этапе (регистрация) участвует также уполномоченный регистрирующий орган (до осени 2004 г. таким органом оставалось Министерство РФ по налогам и сборам — МНС РФ или МНС).
Формально первым юридическим шагом в создании банка считается подписание инициаторами (учредителями) учредительного договора. На самом деле все начинается раньше, и подписание учредительного договора знаменует собой итог значительной предварительной работы.
В центре подготовительной работы должна быть проработка концепции создания банка. Ее содержание может трактоваться достаточно свободно, но в ней должны найти отражение следующие принципиальные моменты, по поводу которых у инициаторов должно сложиться единое мнение: миссия и стратегия будущей деятельности банка; размеры и структура уставного капитала, требования к учредителям и другим участникам; цели деятельности, ее сферы и преимущественные направления, клиентская база; организационная структура, органы управления, их полномочия, основные требования к организации управления.
Фактически формирование банка начинается с тщательного подбора его учредителей, готовых взять на себя такую ответственность. Надо избегать появления в их числе случайных лиц. Требования, с которыми надо подходить к потенциальным учредителям (участникам) банка, следует выводить из проектируемой его стратегии. Другими словами, основные элементы стратегии будущей деятельности банка хотя бы в главных чертах должны быть выработаны единомышленниками — инициаторами его создания раньше, чем начнутся переговоры с теми или иными лицами (юридическими и физическими) о вовлечении их в число учредителей (участников). В условиях современной России повышенное внимание к составу и качеству участников можно считать вполне оправданным.
Требования к учредителям (участникам) можно разделить на три группы — общие, количественные и качественные. Некоторые общие требования отражены в Инструкции № 109.
1. Учредителями банка могут быть лица (юридические и физические), участие которых в кредитных организациях не запрещено законодательством.
2. Юридическое лицо — должник перед бюджетом не может быть учредителем.
Порядок и критерии оценки финансового положения юридических лиц — учредителей (новых участников) банка, в том числе группы связанных между собой юридических лиц, подробно излагаются в названном выше Положении ЦБ от 19 марта 2003 г. № 218. Кстати сказать, порядок этот достаточно сложный.
Если учредителями (новыми участниками) банка выступают федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления либо государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, то необходимо соблюсти требования, изложенные соответственно в названном выше Указании ЦБ от 14 августа 2002 г. № 1186-У и документе оперативного характера «О направлении информации в Министерство России» от 23июля2002г.№102-Т;
3. Учредители не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых 3-х лет со дня его регистрации (т.е. полностью или частично изымать свою долю из уставного капитала банка).
Количественные требования касаются общего числа учредителей (участников) и их долей в уставном капитале (УК). Число должно быть небольшим, для начала не более пяти-шести, а в последующем, если возникнет необходимость увеличить капитал, — до 30 лиц (законодатель никак не ограничил число участников АО, но для ООО такой предел установил — не более 50). При этом желательно, чтобы доля каждого из них в УК была невелика (в случае последующего расширения круга участников — меньше 15—10%) и не сильно отличалась от долей других учредителей или участников (в законе или нормативных актах Банка России подобное ограничение не предусмотрено).
Качественные требования могут быть разбиты на две подгруппы.
К первой подгруппе можно отнести следующие из них (не все они указываются в документах ЦБ).
1. Все учредители должны быть финансово устойчивыми, располагать достаточными собственными средствами для внесения в УК банка, выполнять все обязательства перед бюджетами. В отношении юридических лиц соответствующие данные должны быть подтверждены балансами и иными отчетными документами.
Важно, чтобы все средства, вносимые в УК банка, Банк России (его ТУ) признал активами, полученными из надлежащих источников. Об этом подробнее см.: ст. 72 Закона «О Центральном банке РФ», подп. 2.2.8 Положения ЦБ «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций» от 10 февраля 2003 г. № 215-П и Указание ЦБ «О действиях при выявлении фактов (признаков) формирования собственных средств (капитала) (их части) с использованием ненадлежащих активов» от 10 февраля 2003 г. № 1246-У.
Читайте также: