Концепция и этапы создания банка
Следующий важный шаг — проведение учредительного собрания. Итоговый документ такого собрания — протокол — должен содержать ряд обязательных решений (подл. 3.1.5 Инструкции № 109):1. О создании банка (решение обязательно единогласное).
2. Об утверждении наименований банка.
Инструкция № 109 (п. 6.1—6.3) обязывает учредителей еще до подписания учредительного договора (договора о создании) предварительно согласовать с Банком России предполагаемые наименования (полное и сокращенное) банка. Для этого в ЦБ направляется соответствующий запрос, который рассматривает его и в течение 5 рабочих дней направляет в адрес учредителей и в адрес своего ТУ по предполагаемому местонахождению будущего банка письменное сообщение, подтверждающее предварительное согласование предполагаемых наименований банка. Такое согласие на наименования банка действительно в течение 12 месяцев с даты отправки указанного сообщения.
3. Об утверждении устава банка.
4. Об избрании совета банка и его председателя (отдельно — протокол заседания совета с решением об избрании председателя совета).
5. Об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов, главного бухгалтера и заместителей главного бухгалтера банка.
6. Об утверждении бизнес-плана банка.
Бизнес-план должен быть таким, чтобы Банк России имел возможность оценить: соответствует ли создаваемая организация требованиям, предъявляемым к банкам; будет ли способен банк сохранять финансовую стабильность и выполнять пруденциальные нормы деятельности, обязательные резервные требования с учетом возможного влияния на его деятельность взаимозависимых учредителей и их групп (имеются в виду лица, способные прямо или косвенно определять решения, принимаемые учредителями банка); насколько адекватны органы управления банком ожидающим его рискам.
Здесь приходится руководствоваться Указанием ЦБ «О бизнес-планах кредитных организаций» от 5 июля 2002 Г. № 1176-У (включая все приложения к нему). В соответствии с данным Указанием вновь создаваемый банк должен также представить: свой расчетный баланс на первые два года деятельности (с расшифровками отдельных статей такого баланса, включая будущую структуру активов и пассивов); план доходов, расходов и прибыли тоже на два года деятельности (и тоже с подробными расшифровками); показатели выполнения банком обязательных экономических нормативов в те же предстоящие два года работы. Ясно, что по крайней мере в отношении нового банка такие требования являются нереальными и по большей части невыполнимыми (банк сможет только «нарисовать» «нужные» цифры, чтобы угодить регулирующему органу).
7. Об утверждении денежной оценки вкладов учредителей в УК в виде материальных активов.
8. О назначении лица, уполномоченного подписывать документы, представляемые в Банк России для государственной регистрации банка.
Протокол учредительного собрания может включать в себя и другие решения, если они не противоречат законам и нормативным актам Банка России. Он подписывается председателем и секретарем собрания и скрепляется печатью организации, которую представляет председатель совета банка (поэтому последний обычно является и председателем учредительного собрания). При необходимости к протоколу могут быть приложены доверенности от предприятий и организаций на физических лиц, представляющих эти юридические лица и от их имени подписавших учредительные документы.
Собрание может поручить избранному им руководству банку и рабочей группе внести последние изменения и дополнения в учредительные документы. Параллельно готовятся остальные документы.
Утвержденный решением учредительного собрания устав банка на этом этапе необходимо понимать как проект устава (пока документы не пройдут государственную регистрацию). Он составляется по типовой форме, но с учетом особенностей создаваемого банка.
В соответствии со ст. 10 Закона «О банках и банковской деятельности» устав должен содержать: фирменное (полное официальное) наименование банка на русском языке, а также другие наименования, если таковые имеются (наименование на другом языке народов РФ, сокращенное наименование, наименование на иностранном языке); указание организационно-правовой формы; сведения о месте нахождения (почтовый адрес) органов управления и обособленных подразделений; перечень осуществляемых банковских операций и сделок (в соответствии со ст. 5 и 6 Закона); сведения о размере УК; сведения об органах управления, в том числе исполнительных, и органах внутреннего контроля, о порядке их образования и их полномочиях; иные сведения, предусмотренные в федеральных законах для уставов юридических лиц соответствующей организационно-правовой формы.
В Инструкции ЦБ № 109 (подп. 3.1.3) содержатся некоторые дополнения и пояснения к перечисленным пунктам. Так, здесь отмечается, что устав должен содержать также: сведения о порядке формирования УК, а также о размере резервного фонда (для банков в форме АО — в % к его УК) и порядке его формирования (размер ежегодных отчислений в данный фонд); положение, касающееся обеспечения учета и сохранности документов, а также своевременной передачи их на государственное хранение в установленном порядке при реорганизации или ликвидации банка; порядок ликвидации и реорганизации банка.
Весьма важным является решение учредительного собрания об утверждении кандидатур на должности руководителя банка, главного бухгалтера и заместителей главного бухгалтера банка. Эти кандидатуры должны получить одобрение Банка России в ходе регистрации нового банка. Соответствующие требования изложены в Законе «О банках и банковской деятельности» (ст. 14 и 16), Инструкции № 109 (подп. 3.1.8, а также приложение 1), письме ЦБ «О порядке рассмотрения документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» от 29 июля 1997 г. № 493 (п. 16).
Под руководителем банка в указанных документах понимаются единоличный исполнительный орган банка, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа (правления). Необходимость согласования с Центробанком всех этих лиц, кроме председателя правления и главного бухгалтера банка, совсем не очевидна. Еще менее очевидна необходимость согласования с ЦБ кандидатур на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала банка (ст. 14 Закона о банках).
Вызывает вопросы само содержание некоторых квалификационных требований, предъявляемых к руководителям банка. Так, учреждающийся банк должен представить анкеты кандидатур на должности руководителей и в этих анкетах должны содержаться разные сведения о них, в том числе информация о наличии у этих лиц: высшего экономического или юридического образования; опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с ведением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования — опыта руководства таким подразделением не менее двух лет.
Первое из названных требований давно требует изменения в том смысле, что руководителям банков требуется экономическое (более того, финансово-банковское) образование, а не юридическое-(такое образование должны иметь работники юридических подразделений).
Второе требование означает, видимо, что данные лица должны покинуть свои ответственные работы в других банках, возможно, ставя тем самым последние в тяжелое положение. Здесь явно требуется какое-то иное решение. Возможно, это решение должно быть вариантным, допускающим в том числе назначение на руководящие должности в банки и таких лиц, которые ранее не были руководителями подразделений в банках. Кроме того, рассматриваемое требование сформулировано таким образом, что распространяется и на кандидатов на должности главного бухгалтера и его заместителей. Между тем эти должности вполне могли бы занимать и просто опытные бухгалтеры. Наконец, норма о том, что кандидат может и не иметь специального образования, определенно противоречит первому требованию, текст которого не оставляет сомнений в том, что у претендента на руководящую должность в банке обязательно должно быть высшее экономическое (наиболее желательный вариант) или хотя бы юридическое образование.
И уж совсем странной выглядит идея предъявления квалификационных требований к кандидатам «на должности членов совета директоров (наблюдательного совета)» банка, их деловой репутации (ст. 60 Закона о Центральном банке и ст. 16 Закона о банках). Во-первых, квалификационных требований к членам совета, представляющего собой орган наиболее крупных собственников банка, нет и, видимо, не должно быть. Во-вторых, нет и не может быть такой должности, как «член совета». Должность должна быть предусмотрена в штатном расписании организации, а исполнение должности предполагает выполнение наемным сотрудником определенных трудовых функций за плату на условиях заключенного трудового договора (контракта). В штатных расписаниях банков нет должности «член совета», членствов совете не основано на трудовом договоре (контракте), а члены совета за свой труд не получают заработную плату. См. по этому поводу, в частности, разъяснение Банка России «О некоторых вопросах, связанных с применением... Закона «О банках и банковской деятельности» от 22 января 2002 г. № 7-Т.
Еще одно требование Закона «О банках и банковской деятельности» (ст. 1Г) состоит в том, чтобы руководитель и главный бухгалтер банка (а также руководители филиалов банка) не занимали должности в других кредитных или страховых организациях, в организациях, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к банку.
Читайте также: