Основы технологии выдачи кредита и организации работы кредитного подразделения банка
Документы, необходимые для решения вопроса о предоставлении кредита (примерный перечень).1. Юридические документы (в обязательном порядке):
1) устав либо учредительный договор и устав, либо только учредительный договор (в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица), нотариально заверенные;
2) свидетельство (решение) о государственной регистрации;
3) карточка образцов подписей и печати, заверенная нотариально;
4) документ, подтверждающий полномочия конкретного лица выступать от имени организации и подписывать кредитные договоры (документ о назначении лица на должность либо доверенность).
2. Бухгалтерская отчетность (в обязательном порядке):
5) баланс (ф. № 101), заверенный налоговым органом;
6) отчет о. финансовых результатах и их использовании (ф. № 102), а также справка к ф. № 102;
7) другие формы квартальной отчетности за последние две даты;
8) отчетность за последний год с приложениями;
9) расшифровки структуры дебиторской и кредиторской задолженности (в форме справок с указанием основных дебиторов и кредиторов и сроков погашения долгов);
10) справки о полученных кредитах и займах либо копии кредитных договоров (договоров займа), действующих на дату представления заявки на кредит;
11) справки о выданных поручительствах (с приложением копий договоров);
12) копии выписок из расчетных и текущих счетов заемщика, заверенные обслуживающим банком (банками).
3. Технико-экономическое обоснование (бизнес-план) использования кредита. В нем следует отразить: содержание хозяйственной операции, которую имеется в виду кредитовать;
цели и предполагаемые направления использования кредитных средств; сроки и объемы выпуска (приобретения) продукции (услуг), себестоимость и цену продукции, рынки сбыта,
предполагаемые объемы реализации; прогноз суммы чистой прибыли организации на период действия кредитного договора.
4. Документы о кредитуемой хозяйственной операции:
1) договоры о покупке необходимых ценностей (с надлежаще оформленными приложениями и дополнениями, из которых ясны состав приобретаемых ценностей, условия их по ставки, используемые формы расчетов);
2) документация, разрешающая проведение сделок, связанных с кредитуемой операцией (лицензии, сертификаты экспортных квот, сертификаты качества, соответствия, гигиенические сертификаты и т.д.);
3) договоры о реализации конечной продукции кредитуемой операции;
4) другие договоры, необходимые для проведения кредитуемой операции (к примеру, с транспортными организациями).
5. Дополнительная информация о заемщике, в том числе: аудиторское заключение (для АО обязательно); рекламные проспекты и публикации в СМИ; сведения от деловых партнерах заемщика.
6. Документы об обеспечении кредита.
Затем наступает этап детального анализа кредитной заявки на основании документов, предоставленных заявителем, и экспертных заключений подразделений и служб самого банка. Такой анализ может состоять из следующих шагов: анализ полноты и достоверности документов заемщика; анализ информации о заемщике; общий анализ финансово-хозяйственной деятельности заемщика; анализ кредитуемой хозяйственной операции; анализ обеспеченности кредита; оценка кредитоспособности (лимита кредитования) заемщика; установление рейтинга заемщика. Рас-смотрим коротко основное содержание некоторых из названных шагов, на каждом из которых сотрудники банка последовательно конкретизируют и уточняют свои представления о потенциальном заемщике, параметрах возможного кредита, в частности, о реальном размере рисков, которые банк примет на себя, если выдаст испрашиваемый кредит (имеются в виду риски в пределах, которые данный банк считает для себя в принципе приемлемыми).
Шаг 1. Анализ документов на полноту и достоверность включает в себя проверку надлежащего оформления документов и достоверности содержащихся в них сведений (при наличии любых сомнений следует предложить заявителю предоставить иные документы) и подготовку заключения, в котором содержатся: правовая оценка рассмотренных документов, подтверждение правоспособности юридического лица и полномочия лиц, выступающих от лица заемщика.
Шаг 2. Анализ информации о заемщике означает подготовку заключения, в котором необходимо отразить:
1) зарегистрирован ли претендент на кредит надлежащим образом;
2) является ли он участником судебных разбирательств;
5) имеет ли он какие-нибудь связи с криминальными структурами;
3) были ли факты умышленного неисполнения им своих обязательств.
Шаг 3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, который в общем случае предполагает: общий анализ ее активов (структура активов по уровню ликвидности, структура, оборачиваемость и динамика запасов и затрат, дебиторской и текущей кредиторской задолженности); анализ ликвидности; анализ финансовой устойчивости (коэффициенты автономии, финансового, операционного, производственного «рычагов», обеспеченности оборотных средств собственными источниками); анализ задолженности перед бюджетами и государственными внебюджетными фон-дами, по другим обязательным платежам; анализ иных показателей финансового состояния (коэффициенты износа основных фондов и т.д.); анализ выручки от реализации продукции (источники и динамика поступлений от реализации); анализ рентабельности оборота, активов и капитала; анализ движения денежных средств (размер и динамика среднемесячных поступлений денег на счета организации); прогнозную оценку денежных потоков; сравнение оценочных показателей со среднеотраслевыми или с показателями аналогичных организаций (предприятий).
В рамках данного шага банк должен также проанализировать: кредитную историю клиента (если он обслуживался в данном банке); длительность кредитных взаимоотношений клиента с другими банками; дисциплину платежей клиента банкам (при наличии просроченной задолженности банкам выясняются ее размер и срок); масштабы операций, которые проводит клиент.
Читайте также: